Бывает такое, что предновогодняя суета толкает среднестатистического потребителя на абсолютно идиотские поступки. Зайдешь, к примеру, в магазин и скупаешь якобы по немыслимым скидкам какой-нибудь вульгарно-безвкусный набор из десяти дурацких свечек (в лучшем случае, в виде ёлочек). Смысла в этом бесполезном действии нет никакого. Хотя и остановить себя в подобных ситуациях порой невозможно.
Отправиться свободным от работы вечерком на «Четыре рождества» — из той же серии. Эта относительно смешная, халтурно незамысловатая и откровенно традиционная комедия о семейных ценностях вышла в самое тому подходящее время. И, несмотря на то, что время это можно потратить куда с большим умом, с неизбежной расчетливостью меркантильных прокатчиков придется смириться.
Открывается лента знакомством зрителя с пренеприятной парочкой, привыкшей цинично забывать своих многочисленных родственников, намеренно уезжая в канун сочельника на юга. План классического и уже привычного побега от домашнего рутинного празднования символично рушит непогода. Все авиарейсы разом отменяются, а неудачливым героям вместо подводного плавания на Бали приходится поочередно отмечаться у родни, которая в итоге не только попытается испортить праздник, но и поставит под угрозу их семейный союз.
Собственно, наблюдать за идиотскими злоключениями этих персонажей не то чтобы совсем не смешно, скорее — просто неловко. Качество постановки и намеренно заниженная планка юмора для фильмов такого рода простительна. Однако когда ловишь себя на мысли, что даже российский ситком «Счастливы вместе» сделан тоньше, интеллигентнее и просто-напросто смешнее, начинаешь невольно недоумевать.
Недоумение это приходит сразу по нескольким причинам. Во-первых, целая обойма хороших актеров стреляет вхолостую. Риз Уизерспун, кажется, окончательно утратила свое комедийное обаяние после того, как ее наградили «Оскаром». Девушка на протяжении всего фильма улыбается так широко, как это вообще возможно в подобной жанровой чепухе. И как это ни странно, её ослепительно белозубая улыбка пренебрежительно демонстрирует лишь усталость и абсолютную незаинтересованность в конечном результате. Винс Вон, в свою очередь, играющий в некую пародию на Бена Стиллера, старается больше, но дисгармонирует со своей экранной партнершей настолько, что романтическая составляющая картины отказывается работать.
Во-вторых, благодаря идиотическому сценарию, «Четыре рождества» воспринимается не как комедия, а как самый настоящий фильм ужасов, разве что, стилизованный под календарную хохму. В коротеньком хронометраже задействованы миролюбивые сектанты, младенцы с тошнотворными замашками из «Экзорциста», некрасивые дети постарше, обсасывающие использованный тест на беременность, плоские реднековские шутки удивительно садистского толка, и прочие неряшливые гадости, сказанные добродушными дегенератами за рождественским столом. Страшно подумать, но вот с таким же арсеналом, некоторым режиссерам удавалось вырисовывать жанровые шедевры. Тод Солондз, к примеру, с цинизмом патологоанатома препарирует понятия и идеалы американских семейств уже много лет, и каждый раз в точку (хотя продукт получается сильно на любителя). Разумеется, у авторов этого очередного «фильма-праздника» стояли несколько другие задачи, и скорее всего к этой, в общем-то, безобидной картине необходимо относиться намного проще. Либо не относиться вообще, что намного логичнее.