«Восток-Запад»
Есть такая давняя аксиома, что раз в десять лет Ридли Скотт расслабляется. Не в плане пабов и девочек, конечно, но странным образом выстреливая в молоко. Внешних признаков у кризиса нет — темы актуальны, материал горяч, личный состав постановок не вызывает нареканий, режиссура крепка, но вместе слагаемые парадоксальным образом не работают. В 80-е осечкой был «Тот, кто меня бережет», в 90-е «Солдат Джейн», теперь вот «Совокупность лжи». Вину за провал фильма аналитики поспешили списать на мировую финансовую нестабильность и президентские выборы, хотя проблема картины куда проще, и четко сформулирована прямо на экране — никто не любит Ближний Восток. Чего в нем хорошего?
Неотличимая от тематических побратимов «Королевство», «Версия» и «Сириана», лента Скотта ведет себя самым непредсказуемым образом, не инвестируя в жанр, а паразитируя на нем. Вот стандартная панорама со стремящимися в небо минаретами, вот десятки раз экранизированный теракт в людном кафе, уносящий ключевую жизнь, вот классическое добро с кулаками, в лице отрастившего шахидскую бородку ДиКаприо и округлившегося животом Кроу. Тут местное ГРУ, не терпящее чужаков, там прогрессивно мыслящие мусульмане, уважающие гамбургеры. Кусочки мозаики давно знакомы и не желают складываться в новую картинку, как их не верти.
Говорят, ценность исходной книги Дэвида Игнатиуса измерялась личным опытом автора, своими глазами наблюдавшего секретные операции силовых структур. Возможно, возьмись за адаптацию драматург, талантливее переоцененного Уильяма Монахана, мы бы и получили undercover-вариант «Черного ястреба», благо, предпосылок к тому предостаточно. Сама концепция полной беспомощности цифрового мира в противостоянии аналоговому подсказывает десятки вариантов острых конфликтов — виртуозность одного только ухода от спутникового наблюдения в пустыне стоит иных триллеров целиком, — но Монахан будто намеренно комкает рассказ, сосредотачиваясь на избитом соображении, что начальник — всегда ничего не понимающий дурак, какой бы пост он не занимал.
Результат получается неожиданным. Вроде бы не отпускающая внимание лента, открывающая диалог о цинизме и кризисе доверия, не оставляет после себя ровным счетом ничего. Так, два часа в меру увлекательно проведенного времени, оседающего в памяти одной-единственной искренней репликой — никто не любит Ближний Восток. Что в нем хорошего?