Рецензия на «Зак и Мири снимают порно»

«Ночи в стиле буги»

Наверное, основная прелесть большинства работ авторства Кевина Смита заключается в том, что его предельно простые ленты, прикидываясь непритязательными комедиями, практически всегда оказывались куда серьезнее и глубже, чем может показаться на первый взгляд. Начиналось все с ныне культовых «Клерков», которые сейчас кажутся не только концептуальным манифестом, но и совершенно идеальным авторским кино (при бюджете в 27 575 долларов — сборы свыше трех миллионов.) Продолжилось несколькими удачными независимыми комедиями и невероятно смелой «Догмой» — удивительно циничным и откровенно язвительным шедевром, где сатирические диалоги религиозного толка прекрасно уживались с неудобоваримой похабщиной.

Конечно же, вдоволь накупавшись в лучах славы, Кевин Смит не стал графоманом, но и конкретные неудачи временами случались. В итоге, расценивать и анализировать его новую и по-своему долгожданную работу — дело крайне непростое. Вспоминая былые заслуги, пытаешься определить, чем же все-таки является его новый фильм. И вряд ли подобные изыскания к чему-то приведут ввиду простейшего умозаключения: очевидный авторский кризис может являться типичной человеческой взрослостью, когда все мысли только о любви, а хулиганить — уже нет сил.

Гомерически смешные, но все-таки немножко разочаровывающие «Зак и Мири снимают порно» — кино, странным образом, куда более однозначное, чем хотелось бы. Легендарный лоботряс на этот раз непозволительно играется на территории титулованного Джадда Эпетоу, причем с его же актерами (Сет Роген и Элизабет Бэнкс ранее сталкивались вместе в «Сорокалетнем девственнике»). Последний, благодаря своим смелым ромкомам о тонкой связи между сантиментами и сантиметрами, стал почти что главным американским комедиографом. Смит же, в свою очередь, занимается небезынтересным, но подражательством. И в принципе, несмотря на то, что у него не выходит ничего особенного, зритель периодически скатывается под кресло от хохота.

Собственно, заслуги на этот раз ровно поделены на всех участников съемочной площадки. Актеры изумительно сочетаются друг с другом, а Кевин Смит до сих пор пишет потрясающие и действительно забавные сценарии. Синефилы будут радостно рукоплескать, ибо задействована уйма исключительно киноманских шуток (снимаемое порно, раз на то пошло, именуется не иначе как «Star Whores»). Сочная анекдотичность ситуаций вполне удачно соседствуют с уместной романтикой, смелой обнаженкой и традиционной пошлостью, которая, к сожалению, уже мало кого смешит, но все еще к месту.

Любопытно и то, что процесс съемок любительского порно смотрится в картине примерно как «Перемотка» Мишеля Гондри. Режиссер безнадежно ностальгирует и явно с неохотой обращается к излюбленным поколением YouTube приемчикам, но, выворачивая наизнанку традиционные штампы, ни разу не скатывается до банальности. Все остальное — достойное, но излишне последовательное прощупывание посредственных и ожидаемых событий, над которыми сейчас просто-напросто принято смеяться.

В общем-то, всевозможные претензии, которыми наверняка разразится блогосфера — они лишь из-за какой-то неуловимой грусти. Действительно, сложно оспорить скепсис, связанный лишь с тем, что человек, некогда снявший за смешную сумму пресловутых «Клерков», устроил в кино самую настоящую революцию. А теперь, имея, куда большие бюджеты и возможности, отказывается даже удивлять. Впрочем, в какой-то степени оправдывая авторов картины, невозможно не заметить, что Кевин Смит даже в несколько традиционной истории, суть которой пояснить, чем отличается занятие любовью от банального секса, способен растрогать даже самого прожженного циника.

Стоит отметить и то, что отказавшись изобретать еще один велосипед, авторы фильма умудрились добиться единственного, что от них требовалось в первую очередь. Они не только рассмешили, но и решили полностью и бесповоротно соответствовать заявленному названию. Вышло не совсем порно, конечно, но все равно отчаянно задорно. И действительно трудно не согласиться с тем, что самое прекрасное в картине — это даже не история с трогательной любовной коллизией, а все-таки наличие звезды видео для взрослых Трэйси Лордс, которая демонстрирует в кадре диковинное умение — пускать мыльные пузыри совершенно неожиданным местом. Конечно, у Эпетоу была похабщина и позабористее, но вот таких примечательных тонкостей на грани фола мировой кинематограф уж точно давненько не демонстрировал.


Все новости