«Еще раз про любовь»
Глупо было бы спорить с тем, что Ричард Гир и Дайан Лейн замечательно смотрятся вместе. Впервые они столкнулись в одном кадре еще у классика Фрэнсиса Форда Копполы в бурлескном «Клубе Коттон». В следующий раз — у Эдриана Лайна в «Неверной», которая, почему-то, вспоминается с особым трепетом. Лайн, будучи раскованным эротоманом, сотворил тогда довольно-таки омерзительную для восприятия картину, где филигранно выстроенный сюжет крутился вокруг этой очень красивой экранной пары. Играли они тогда настолько превосходно, что зритель совсем не замечал моральное уродство персонажей, которое эффектно контрастировало с прекрасными лицами актеров. Впрочем, наверное, это даже к лучшему.
«Ночи в Роданте», соответственно, третье сотрудничество Гира и Лейн и, к сожалению, самое неудачное. Но предъявлять претензии к картине Джорджа С. Вульфа несколько неуместно, ибо автор оправданно играет на чувствах немолодых домохозяек, для которых «Секс в большом городе» — невыносимая пошлятина. С точки зрения режиссуры, за исключением некрасиво врезанных в ленту ретроспективных кадров, в картине нет изрядных недочетов. Основные проблемы исключительно сценарные, поскольку лента развивается как самое обыкновенное мыло в худших его проявлениях.
Сначала возникает интеллигентная героиня Дайан Лейн с совершенно типичными проблемами для женщины бальзаковского возраста: нерадивый статус брошенки, и дочь, которая не понимает и ненавидит одновременно. Потом в игру вступает изрядно постаревший герой-любовник Ричард Гир, которого, как ни странно, мучает практически то же самое. Весь хронометраж актеры страдальчески корчат необыкновенно глупые лица, рыдают как малые дети и чрезмерно много говорят о любви. Отсутствие всякой меры в подаче сантиментов приводит к тому, что складывается впечатление, будто роман происходит в престарелом доме, и фильм — если и не терапия атеросклероза, то уж точно своеобразная пытка прекрасным.
Прекрасное, кстати, на чистой совести дивного оператора Альфонсо Биато. Какое-то время, когда следить за перипетиями посредственного сюжета больше нет никаких сил, отключаешься и пропускаешь через себя лишь визуальную часть. Учитывая, что Роданте — это небольшой городок на побережье Северной Каролины, посмотреть действительно есть на что. Биато дозировано наполняет картину восхитительными планами неспокойной воды Атлантического океана, которая символизирует схожие волны чувств у главных героев. Океан в фильме — словно еще один персонаж этой истории, волею судеб смотрящийся намного живее тех, кто из плоти и крови.
Конечно же, многое может объяснить тот факт, что «Ночи в Роданте» — очередная экранизация книги скверного писаки Николаса Спаркса. Несомненно, подобное авторство служит для предварительного отсева целевой аудитории по гендерному признаку. Ведь Спаркса, чьи книги по всему миру разлетаются как горячие пирожки, особливо любят лишь сентиментальные барышни. В его литературных опусах они находят чувственность слога и идеальную форму. Возможно, в этой форме, в которой заключена тривиальная нравоучительная мелодрама, действительно что-то есть. Как-никак, а в этом году он замыкает десятку самых высокооплачиваемых беллетристов по версии журнала Forbes. Во всем остальном, такое кино — всегда немножечко диагноз. Все-таки довольно сложно представить себе зрителя, который действительно забрел на просмотр «Ночей в Роданте» случайно.
Интерес к картине, позиционирующей себя как романтическая мелодрама с Ричардом Гиром, можно объяснить только одним образом. К вам тоже неожиданно подкрался преклонный возраст.