Режиссера Филиппа Янковского, отличившегося два года назад фильмом «Меченосец», сегодня по-прежнему волнует проблема героя с аномальными способностями и его взаимодействия с окружающим подлым миром. В центре сюжета на этот раз непобедимый боксер, чья физическая силища, будучи вполне реальной для исполнителя роли Башки Николая Валуева, на зрителя производит магический эффект. Первоначальную версию сценария написал Алексей Мизгирев — его фильм «Кремень» в прошлом году завоевал на «Кинотавре» приз за лучший дебют. Формула «твердость — не тупость» перекочевала из «Кремня» в «Каменную башку», но получила здесь продолжение. Внешняя твердость героя оборачивается у Янковского душевной мягкостью. На этом контрасте и сделана драма, при всей твердолобости оказавшаяся достаточно пронзительной.
Егор Головин в исполнении Валуева — это трогательное и даже завораживающее зрелище. Вопреки физической мощи, герой уязвим и беззащитен в своем беспамятстве. На этой черте упорно фиксируется внимание зрителя. Силу в фильме применяют почти исключительно негодяи, в то время как главный силач сосредоточен на поиске ориентиров в своей голове, а снаружи остается молчаливой, ни к чему не причастной глыбой.
По «Каменной башке» трудно судить об актерском таланте Валуева, который ограничивается односложными репликами и двумя выражениями лица — насупленными бровями и детской улыбкой. Находка фильма в том, что использует он эти немногочисленные приемы всегда не по назначению. Когда кругом сплошной обман — улыбается, в присутствии красивой девушки хмурится и стучит головой о стену, а на вопросы врачей молчит. Две ключевые сцены картины, где герой наконец-то попадает в резонанс с ситуацией, оказывают тем более сильное воздействие.
Дуэтом с Валуевым в «Башке» выступает Оксана Фандера. Как всегда маленькая женщина и большой мужчина, вместе они составляют достаточно банальный, но эффектный контраст: в его гигантских руках она выглядит букетиком полевых цветов. Если за Валуева во многом играет его фактурная внешность, то Фандера создает характер своей героини исключительно нюансами актерской игры. Сценарий не предполагает пространных объяснений и монологов — он весь построен на недомолвках и намеках, из которых сплетается атмосфера тотальной лжи и потери смысла. В таком контексте характер, созданный Фандерой, служит такой же сильной опорой фильму, как раздвигающая кадр фигура боксера.
Не так давно выходил на экраны близкий «Башке» темой беспамятства «Шультес», но там был нарочитый реализм, а у Янковского — нарочитое его отсутствие. Запутавшийся в лицах и событиях герой не получает ответов на справедливые вопросы. Не получает их и зритель. Но для режиссера это в норме вещей. Не имеет значения, что сталось с кем из героев, кто откуда появился и куда исчез. Важно, как взаимодействуют сила и слабость, доверие и ложь, воспоминания и провалы в памяти. В стремлении запечатлеть эти вечные процессы, отбросив все лишнее, Янковский демонстрирует несгибаемое упорство. В результате примитив и алогичность его фильма можно признать режиссерским почерком, а «Каменную башку» — проникновенной драмой.