Рецензия на фильм «На краю рая»

«Вавилон»

«На краю рая» отличается сложносочиненным сюжетом, который требует к себе уважения по той причине, что фильм Фатиха Акина получил приз на последнем Каннском фестивале как раз за сценарий. Другой приз многообещающему немецкому режиссеру вручило в Каннах Экуменическое жюри «за пропаганду гуманистических ценностей». Сложная взаимосвязь героев «На краю рая», их скитания по Германии и Турции в поисках друг друга и собственной судьбы призваны напомнить людям о границах — межгосударственных, межкультурных, межличностных — и их часто губительной роли.

Развивая ту же тему, что Иньярриту в «Вавилоне», Фатих Акин сосредотачивает внимание на взаимоотношениях Германии и Турции. Сам режиссер, как герои многих его фильмов, наполовину турок, наполовину немец. Необходимость жить на границе двух миров обрекает на поиск идентичности. Как и в предыдущей картине режиссера «Головой о стену» (Гран-при на Берлинском фестивале в 2004 году), герои «На краю рая» находят конец своих странствий в Турции. Но это не просто возвращение к корням, а еще и метаморфоза: собственное изменение и изменение страны, то есть диалог. Меняется Турция: из агрессивной среды, где людям приходится бороться за справедливость, а борцов забирает полиция под аплодисменты праздных зрителей, превращается в отзывчивое море, готовое утешить и дать сил на новую жизнь. Меняются люди, начинающие после трагедий по-новому смотреть на отношения с близкими. Так становится возможен мир «на краю рая», а если дословно следовать оригинальному названию — «по ту сторону» человеческих и государственных различий.

После успеха «Головой о стену» Фатих Акин, выбирая путь дальнейших творческих изысканий, решил сделать этот фильм первой частью трилогии о любви, смерти и зле. «Головой о стену», контрастностью и темпераментом отражавший саму суть страсти, содержал тему возвращения на турецкую почву как способа обрести покой. Однако этот мотив был отнюдь не центральным и лишь создавал фон для яростных метаний героев, придавая драме философский оттенок. В фильме о смерти, каковым в трилогии выступает «На краю рая», он выходит на первый план. Здесь любовь к мудрости — единственная ярко проявленная форма любви. А собственно смерть практически лишена драматизма и предстает в каждом конкретном случае заданной точкой сюжетных пересечений. Единственный эпизод, задевающий за живое — сцена оплакивания Лотте ее матерью, которую играет престарелая муза Фассбиндера Ханна Шигула. Стамбул отвечает героине размеренным говором, который постепенно растворяет в себе и ее горе, и зрительские эмоции.

Сквозная тема «На краю рая» — фатальная случайность, заставляющая героев все время опаздывать и разминаться там, где их могла бы ожидать встреча. Но именно точные, как по часам, опоздания, выдают искусственность построения фильма и лишают его дыхания жизни и напряженного чувства судьбы. Лента делится на главы, каждая из которых заранее сообщает о смерти героини. Естественно, это делает предстоящую трагедию ожидаемой и она действительно проходит как случайность, то есть не осознается и не переживается. Хотя в контексте картины смерть вовсе не случайна: гибель одних героев открывает возможность для встречи других, а зеркальные кадры с транспортировкой гробов в аэропорту и вовсе претендуют именоваться стержневыми. Все дело в том, что за случайностью в фильме стоит то, что на деле абсолютно случайностью не является, а именно режиссерский расчет. Рассчитать смерть, как ни удивительно, оказалось сложно. Посмотрим, как Фатих Акин справится со злом.


Все новости