Рецензия на «Зеркала»

«Враг в отражении»

Перспективный режиссер Александр Ажа практически купался в лучах славы, после выхода в прокат примитивного, но чертовски обаятельного «Высокого напряжения», которое наши прокатчики, не задумываясь, обозвали «Кровавой жатвой». В этом бесстыдно нечеловечном триллере про любовь и прочие психопатологии он эффектно сводил концы с концами, попутно нарушая все киношные табу. В итоге, молодому французу доверили переснять классический ужастик «У холмов есть глаза», который не только успешно возродил моду на своеобразное пыточное порно, но и вышел значительно лучше оригинального фильма Уэса Крейвена.

Как и следовало ожидать, вместе с признанием на новомодного жанрового реаниматора навалилась должная популярность: преданный зритель требовал от автора свою заслуженную дозу адреналина и очередную порцию свежей кровищи. Как результат, на экраны вышли «Зеркала» — страшнейшее разочарование, являющееся очередным ремейком азиатского хоррора, которые как все прекрасно знают, уже давно вышли из моды. Проводя аналогии, отчетливо вспоминается «Белый шум», где постаревший Майкл Китон расследовал некий «Феномен электрического голоса». В творении Ажа все куда проще: плохое место, Кифер Сазерленд, играющий отставного полицейского-алкоголика, и много-много зеркал, в которых предательски отражаются мутные призраки, собственная смерть и загадочные письмена с того света.

Наверное, единственная причина, по которой стоит смотреть этот по-своему долгожданный фильм — крохотная роль красавицы Эми Смарт. По сценарию, на девушку приходится пара непримечательных реплик и одна необычайно эффектная смерть в кадре. Тем не менее, посмотреть действительно есть на что. Смарт довелось убедительно сыграть эдакое подобие анатомического атласа. Для начала блондинку явят народу в неглиже: камера медленно и плавно исследует изгибы ее веснушчатого тела. Потом последует неприятный хруст костей и хладнокровное смакование процесса, когда нижняя челюсть молодой актрисы в буквальном смысле отваливается. Сделано все так, что подавляющая часть аудитории может вполне-таки рухнуть под кресла, прикрывая лицо ладошками. Между тем, данный эпизод, длящийся всего лишь три минуты — узнаваемая и основная составляющая предыдущих картин кровожадного режиссера.

Ажа в своих ранних работах как раз таки очаровывал зрителя тем, что невозмутимо мешал какую-то совершенно опошленную женскую эротичность, чернейший юмор и неприятную физиологию. В «Кровавой жатве», к примеру, есть дивные в своей лаконичности сцены: главный злодей в фильме занимается оральным сексом с отрубленной головой жертвы, а неписаной красоты француженка Сесиль де Франс неспешно мастурбирует в тот момент, когда этажом ниже изуверски расчленяют семью ее возлюбленной. Именно такие нездоровые перверсии в свое время соткались у Ажа в узнаваемый режиссерский почерк, который в новой картине, к сожалению, безвозвратно утерян.

Понятное дело, постановщик решил поиграть в Стенли Кубрика, всячески пытаясь сотворить свое «Сияние», однако, фильму не хватает ни должной атмосферы, ни внятного сценария, на который можно нанизывать традиционное «бууу!», ни банальной авторской фантазии. Режиссер истошно ежесекундно запугивает зрителя скрипами половицы, тянущимися бледными ручками покойников и прочими метаморфозами, которые отражает дьявольские стекла. Увы, Ажа в этих приемах — пока еще дилетант и хватает его лишь на первую половину фильма, где размеренная ритмичность правильно взаимодействует с диковинными играми разума главного героя.

Впрочем, абстрагировавшись от очевидных недочетов, стоит признать, что картина в контексте жанра вполне-таки функциональна: уж несколько раз, но вздрогнуть придется. Видимо, нынешний опус режиссера стоит расценивать исключительно как банальный аттракцион, бережно щекочущий нервные окончания почти два часа. Пенять же «Зеркала», коли нервы атрофированы, наверное, моветон.


Все новости