Рецензия на «Темного рыцаря»

«Хозяева ночи»

Начинать разговор о «Темном рыцаре» с рассуждений о назревшей потребности в кардинальной переоблицовке кинокомикса можно, но скучно. Кризис однообразия глянцевых экранизаций проявился не вчера, да и попытки исправить ситуацию тоже не раз предпринимались. Даже за примером далеко ходить не придется — майский «Железный человек» отменно демонстрировал, как при должном умении можно тасовать жанровые каноны. А ведь и до него были как минимум «Город грехов» и «Бэтмен: Начало».

Без таланта тут, конечно, не обойтись, но, по большому счету, революционерам от целлулоида крупно повезло: кинематограф всего лишь с четверть вековым опозданием повторяет траекторию эволюции комикса бумажного. Тоже знававшего не лучшие времена и воскресавшего усилиями новаторов. Бэтмену на этом пути пришлось хлебнуть лиха, превратившись в ярмарочного шута и вернув позиции благодаря Фрэнку Миллеру. Его брутальный четырехтомник «Возвращение Темного рыцаря» в середине 80-х поставил на уши всю печатную индустрию, в немалой степени инспирировав Тима Бертона. Но если бертоновская картина вобрала в себя лишь предложенную Миллером эстетику мрачной безысходности, в остальном опираясь на наработки бэтменовского создателя Боба Кейна, то нолановское «Начало» приладило к этому колодцу идей небольшой насосик.

Ноу-хау Миллера был курс на реалистичность, удачно воплощенный в франчайзинговом ребуте. Готэм Нолана уже не казался депрессивным Воображариумом, а Брюс Уэйн не по-суперменовски ошибался и зализывал раны. Блестящая перезагрузка вызывала только один вопрос: что будет дальше — обрастет лента вереницей клонированных сиквелов или найдет способ вертикального развития?

Думается, ответ очевиден. Если «Начало» вышло добротным фундаментом, заложившим новую атмосферу, и как следует представившим титульного героя, то «Темный рыцарь» — это виртуозно отгроханный первый этаж, погруженный в темноту и заселенный городскими сумасшедшими. Да, здесь нет суперзлодеев в их привычной комиксовой трактовке с невероятным выживанием после омовения в чане с кислотой или возвращением к жизни стаей преданных домашних питомцев. Но нет и традиционных супергероев: Бэтмен больше не всемогущая немезида, а такой же отщепенец, как и его оппоненты, погруженный в рефлексию по прошлому, усугубленную невозможностью дать выход клокочущей в нем ярости. Собственно, потому и название апеллирует не к публичному его амплуа, а к частной драме и изнанке выбранного образа жизни.

если «Начало» вышло добротным фундаментом, заложившим новую атмосферу, и как следует представившим титульного героя, то «Темный рыцарь» — это виртуозно отгроханный первый этаж, погруженный в темноту и заселенный городскими сумасшедшими

Впрочем, сценарий братьев Нолан, многоходовостью делающий честь любому криминальному триллеру, далеко не так прост, чтобы ограничиваться одной трактовкой. Вынесенным в заглавие Темным рыцарем здесь выступает не мечущийся между желанием и долгом Брюс Уэйн, а совсем другой персонаж, чья безуспешно скрывавшаяся студией метаморфоза и есть одновременно крещендо и кульминация — Харви Двуликий, безрассудный идеалист, прозванный газетчиками Белым Рыцарем Готэма.

Хотя, как ни старался режиссер с его помощью вызвать мощнейшее потрясение, Двуликий и на половину не дотягивает до образа Джокера, вчистую укравшего весь фильм. Хит Леджер, чья трагическая судьба кощунственно удачно наложилась на промокампанию картины, создал образ абсолютного безумия, неконтролируемого, непредсказуемого и от того еще сильнее пугающего. Его Джокер это не фиглярствующий клоун Николсона, превращающий злодеяния в цирк и так и просящийся в балаганные уродцы, а пес, облаивающий проезжающие машины — по меткому самоопределению. Ему не нужны ни деньги, ни власть, его единственная цель — это абсолютный хаос, благодаря чему в общем-то рутинный рисованный персонаж наливается соком и становится самым ярким экранным злодеем ever. Этакий Фредди Крюгер помноженный на Ганнибала Лектера.

К сожалению, зачерпнуть безумия сполна у отечественного зрителя не получится. И дело даже не в дубляже, по умолчанию не способном передать экспрессию влажных всхлипов Джокера, а в общем уровне исходного материала. Нечастый случай, когда поэтичные диалоги элементарно не звучат ни на каком языке мира, кроме английского, зачастую попросту не имея достойных эквивалентов — будь то уже культовое Why so serious? или ритмичное And...here… we...go! Остается упиваться картинкой и воспроизводить по памяти трейлерный звукоряд, накладывая его на звучащие из колонок реплики. Да нетерпеливо дожидаться DVD — поверьте, если текущая версия размазывает по креслу, то оригинал не оставит от вас мокрого места.


Все новости