Рецензия на фильм «Отпетые мошенники»

«Блеф»

В прошлом году расшевелить публику в пору летнего застоя были призваны «13 друзей Оушена», а нынешним летом их заменяют французские коллеги: банда элегантных мошенников из фильма Эрика Беснарда «Cash». Сплотившись ради отмщения за убитого напарника, они проворачивают многоходовую аферу, в которую оказываются втянуты роковая женщина-следователь итальянских кровей Джулия и неуловимый король мошенников Максим. Задействованы фальшивые банкноты и бриллианты, бильярд и покер, флирт и маскарад. А проигрыш знаменуется унизительной покупкой плюшевых зверушек.

Беснард стремится вернуться к истокам авантюрной комедии, посылая пламенные приветы «Афере» Роя Хилла. Там парочка Ньюман — Редфорд, прельщая зрителя хитростью и остроумием, сама по себе могла служить отвлекающим маневром, благодаря которому интрига сохранялась до самого финала. Подобную роль в «Отпетых мошенниках» исполняют Рено и Дюжарден: опытный шулер Максим и его юный коллега Кэш, оба претендующие на признание и лучших представительниц женского пола. Они-то и расставляют сети, в которые большую часть экранного времени попадает скорее зритель, чем намеченная героями жертва.

В том, что касается закрученности сюжета, Эрик Беснард держит высокую планку: сценариев у него за плечами больше, чем снятых фильмов. Однако в авантюрной комедии сценарий, по-хорошему, сам должен быть аферой, работать действенно, но незаметно. Последнего и не хватает «Отпетым мошенникам», где режиссерская задача — заморочить зрителю голову — не просто лежит на поверхности, а постоянно подчеркивается. Ритм у фильма стремительный, поэтому остается только следить, чем дело кончится. Но желательного диалога со зрителем, которому бы оставлялась возможность строить свои предположения, не возникает. Взамен этого — шуточный тон: режиссер как бы предлагает не относиться к делу слишком серьезно. Однако и не впадает в шутовство Содерберга с его «Друзьями Оушена», очевидно, не желая прощаться со старинным секретом успешности французского кино: смесью умничанья и иронии.

Один из классических авантюрных фильмов, на которые в числе прочего ссылается режиссер «Отпетых мошенников» — «Афера Томаса Крауна» Нормана Джуисона. Сравнивая его со знаменитым римейком 1999 года, можно увидеть, как акцент с годами перенесся с содержания на форму. Если раньше нервные окончания любителей жанра приятно щекотало хорошо придуманное ограбление, то сегодня — лица звезд и блестящее техническое исполнение. Здесь Эрик Беснард идет против течения: снова переносит акцент на интеллектуальную составляющую аферы. Желая тем не менее представить зрителю современное кино, режиссер не оставляет за кадром зрелищные погони и различные спецэффекты, но не устает напоминать, что все это — не более, чем цирковой трюк. В целом, такой подход заслуживает всяческого поощрения. Хотя на высший пилотаж работа Беснарда не тянет, его фильм хорошо справляется с отведенной ему ролью по легкой встряске зрительской аудитории, подуставшей от блокбастеров и психологических драм последних недель.


Все новости