В зрительских залах, где проходят кинотеатральные просмотры удивительной комедии «Не шутите с Зоханом» зачастую наблюдается непредсказуемая реакция публики. Аудитория встречает каждую шутку почти с овацией, а истерический хохот приглушает порой акустическую систему. Ну, а на выходе из мультиплексов зритель нелогично восклицает что-то типа: «Ужас! Глупости! Как же это можно смотреть?». От чего возникает подобная противоречивость восприятий — вопрос сложный. Однако, единственный обоснованный ответ на подобную реакцию и скоропоспешные выводы о том, что как комедия фильм не состоялся, заключается исключительно в дурацком снобизме.
Зохан — герой любопытный, живой и прекрасно выписанный. Он — эдакий синтез из скандально известного Бората и классического Джеймса Бонда. У себя на родине — герой, виртуоз и пример для подражания, в США — отстающий в развитии чужеземец с непомерными амбициями. Подробных демонстраций столкновения культур и менталитетов в фильме будет предостаточно. Тем более что парикмахерская, в которую устроится работать законспирированный под канадца Зохан, принадлежит красавице-палестинке.
Как ни странно, но Сэндлер сыграл одну из лучших своих ролей: его колоритный Зохан вызывает у зрителя массу эмоций: от восхищения до отвращения. Актер, достаточно долгое время являясь заложником образа простого парня, смог дать жизнь персонажу, который бесконечно симпатичен, несмотря на обилие вытворяемых им безумств и досадную невозможность вписаться в современное общество.
фильм — хороший сборник гэгов, где банальные глупости уживаются с простой моралью и довольно тонкими уязвлениями этнических стереотипов |
Сценарий, написанный Адамом Сэндлером, Робертом Смиджелом и вездесущим Джаддом Эпэтоу — творение все же немного недоразвитое, по причине неровности и отсутствия целостности сюжетной канвы. Фильм, как поездка по извилистой дороге: достаточно удачные шутки с политической окраской резко сменяются вопиющей генитальной пошлостью. Подобные контрасты ощутимы настолько, что складывается впечатление, будто каждый сценарист пытается перетянуть одеяло на себя. Ощущения не из приятных, впрочем «Не шутите с Зоханом» ни в коем случае не претендует на звание иронического трактата на тему израильско-палестинского конфликта. Фильм — хороший сборник гэгов, где банальные глупости уживаются с простой моралью и довольно тонкими уязвлениями этнических стереотипов.
Развивать и дополнять эту глупейшую политическую сатиру помогают небольшие, но по своему отличные второстепенные актерские роли. Роб Шнайдер, играющий арабского таксиста, пластичен, уместен и по-доброму смешон. Серьезный режиссер и блестящий в своей многогранности актер Джон Туртурро выступает в образе несерьезного террориста Фантома, который спит со ста женами сразу, продает шаурму и уморительно пародирует «Рокки». Наверное, одного появления этого любимца братьев Коэн в кадре достаточно для того, чтобы простить авторам ленты их скабрезные шутки с похотливыми бабушками в парикмахерской.
Будет еще и певица Мэрайя Кэрри, исполняющая национальный гимн, играющая саму себя и символизирующая Соединенные Штаты в целом. Впрочем, о таких подробностях, связанных с возможным сюжетным пересказом, лучше умолчать. Нет, не потому, что в картине есть какие-то феноменальные сюжетные перевороты. Отнюдь, фильм закончится так, как и должна закончиться непритязательная юмореска, призывающая к толерантности и дружбе народов. Просто в данном случае, действительно, намного лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.