Рецензия на «Явление»

«Любовь и другие катастрофы»
Внимание! В рецензии имеются спойлеры!

Новое творение именитого М. Найт Шьямалана в прессе заклеймили так, что за дальнейшую судьбу этого некогда чрезмерно удачливого индуса страшно, как никогда ранее. А ведь не так давно, режиссер, благодаря своей посредственной мистике с унылыми призраками и эффектным финальным твистом, ловко вскарабкался на почетный пьедестал коммерческой конъюнктуры. Удивительное лишь в том, что он с какой-то ошеломительной серьезностью был своевременно представлен публике как новоявленный Хичкок, отчего доверчивая аудитория регулярно млела и требовала добавки.

Персону загадочного режиссера можно было вполне сопоставить с многочисленными лидерами различных религиозных сект: его провозгласили гением, а он в это безоговорочно поверил и даже научился умело извлекать из своего сомнительного триумфа выгоду. Массовое безумие продолжалось вплоть до провала «Девушки из воды», собравшей год назад урожай на «Золотой малине». Вероятней всего, каверзное «Явление» — это попытка оправдаться и взять своеобразный реванш, однако, к несчастью, реабилитация не увенчалась выздоровлением. Мы его потеряли…

«Явление» начинается с техничной демонстрации самоубийств в нью-йоркском Центральном парке: легкое дуновение ветра и массовка внезапно застывает, синхронно пятится назад, а потом скороспешно и разнообразно сводит счеты с жизнью. Местный апокалипсис в картине удался: народ мечется и паникует, человеческие ряды скудеют, правительство в замешательстве, а ученые опровергают доводы о террористических актах, выдвигая странную теорию. Оказывается, что виной всему токсин, вырабатываемый растениями, обозлившимися не только на людей, но и на пчел. Далее, традиционно: умный герой, любящая жена, маленькая девочка и группа аналогично спасающихся. Все они бегут куда глаза глядят, а в это время мир рушится.

Обещанного саспенса как такового в «Явлении» нет, трепетного интереса к судьбам персонажей почему-то не рождается. Фильм подобно «Времени волков» Михаэля Ханеке: он деловито выступает на атмосфере социального разложения и нравственного кризиса. Сцена, в которой герои слезно умоляют впустить в дом, заканчивается почти также, как и у австрийского мизантропа. Впрочем, Ханеке видящий конец света в падении цивилизации, играл по правилам до самого конца. Автор же «Явления» вместо доходчивого анализа человеческого общества с вытекающей моралью выбрал несуразный диаметрально-противоположный путь с экологической катастрофой с местью матушки-природы.

Шьямалан наверняка был восхищен оригинальным «Пульсом», который в 2001 году снял Киёси Куросава. В его мрачной хоррор-элегии, стилизованной под кайдан, речь велась о призраках, которые через средства коммуникации вторгались в мир людей и лишали человечество желания жить. Пессимист Куросава меланхолично размышлял о конкретных одиночествах, соткавшихся в апокалипсис. М. Найт Шьямалан в свою очередь беспринципно проводит чистку в людских рядах, и, будучи заядлым романтиком, жестоко истребляет в кадре детей и стариков только для того, чтобы оставить в тишине и покое увальня Марка Уолберга с глазастой Зои Дешанель.

Вероятней всего, режиссер думает, что любовь, которая угасает в рутине семейной жизни, может проснуться лишь в зоне отчуждения. Молодая пара банально услышит и достучится друг до друга, общаясь через символическую дырку в стене. Любовь всегда побеждает любые напасти, и если смерть для Шьямалана является лишь антуражем, лента претендует на звание самого радикального фантастического трэша со времен Эда Вуда. В какой-то момент за болтливое, бесстыдно претенциозное «Явление» становиться просто-напросто обидно.

Смешные научные объяснения, Марк Уолберг, ведущий диалог с пластиковым фикусом, многозначительное «Никогда не бери ее за руку просто так», все эти намеки оператора на хичкоковских «Птиц», циничные самоубийства газонокосилкой и об стену — все это в совокупности рождает фильм-катастрофу в буквальном понимании термина.

Режиссер, являясь абсолютным педантом, когда-то очень тонко чувствующий, где и когда его могут уличить в блефе, очевидно, растерял не только веру в человечество, но и в себя самого. Провисы в сценарии, драматургическая хромота, пафосная нравоучительность и микрофоны, внезапно возникающие в кадре, делают «Явление» тем самым творческим самоубийством режиссера, о котором можно задуматься после просмотра. Что ж, ничего не поделаешь. Как принято говорить в подобных случаях: «Вот такое вот индийское кино».


Все новости