Рецензия на «Розыгрыш»

filmz

Выпускной

«Когда уйдем со школьного двора, под звуки нестареющего вальса…» — затертые до дыр грампластинки с песней на стили Алексея Дидурова давно сменились в школьных фонотеках на компакт-лиски с сборниками школьных песен в mp3. За тридцать лет, прошедших с выхода на экраны фильма режиссера-дебютанта Владимира Меньшова, изменилось все –— страна, люди, отношение к жизни и учителям. Школа, бывшая оплотом нравственности и благочестия, всегда раньше других общественных институтов чувствующая перемены в жизни. Каноническая проблема отцов и детей, переведенная из тургеневских интерьеров усадеб в школьные коридоры, во второй половине XX века одних выгоняла из дома в попытке доказать родителям собственную самостоятельность. Других, как Олега Комаровского, побуждала делать глупые, с точки зрения взрослого человека, и порой, подлые поступки, и говорить родителям и учителям заведомо оскорбительные слова. Благо взрослые, прошедшие после школы жизни ее университеты, не наущали младшее поколение и представляли возможность разобраться во всем самим. Местами наивный, но очень правильный и точный своим попаданием в суть проблемы выпускников школ 70-х, фильм Меньшова по сценарию Семена Лунгина стал не только классикой, но и первой в отечественной истории, основой для римейка.

Павел Лунгин сейчас находится примерно в том возрасте, когда его отец написал сценарий к фильму «Розыгрыш». Столько же лет было по сценарию первого фильма и главной героине ленты — педагогу Марии Васильевне Девятовой, роль которой исполнила Елена Ханаева. С этой возрастной колокольни на школьников смотреть честнее всего, когда перед глазами вчерашней выпускницы педагогического ВУЗа прошло 33 выпуска и те, кто покидал школьные стены в первые годы, уже сами стали родителями, а некоторые и молодыми бабушками и дедушками. Но поступив по той же схеме, что и отец, Павел Лунгин-продюсер столкнулся с тем, что старая история невинного (на первый взгляд) «розыгрыша», а вернее обмана, учителя математики, никого не затронет. Времена стали другие. Сегодняшние выпускники, в большинстве своем, давно уже не наивные школьники, хотя состоявшимися личностями их по-прежнему назвать сложно. И розыгрыши у них уже не те, равно как и цели, и способы их достижения.

По большому счету, схема взаимоотношений в коллективе осталась прежней. Есть формальный лидер класса, мажористый Олег Комаров (отсеканием окончания «ский» в фамилии, видимо была предпринята попытка показать, что это совсем другой персонаж, как и вышло на самом деле), сын предпринимателя и мецената школы (Дмитрий Харатьян), (сравните это с сыном инженера, стесняющегося своего отца, что играет по праздникам на кларнете, из фильма Меньшова, и почувствуйте разницу). Есть Игорь Глушко (Noize MC) — талантливый музыкант, приехавший из другого города после гибели родителей (в 1976 году персонаж кинодебютанта Харатьяна уехал из Новосибирска от отца в попытке доказать свою самостоятельность). Есть девушка Тая, вынужденная скрывать свою красоту — в первом фильме из-за «детской» болезни, во втором — из-за больной материи, надзирающей за дочерью, как героиня фильма Брайана Де Палма «Кэрри».

Сегодняшние выпускники — не наивные школьники, хотя состоявшимися личностями их по-прежнему назвать сложно. И розыгрыши у них уже не те, равно как и цели, и способы их достижения.

И школьная учительница, которая ставит Комаров(-ском)у низкий балл на уроке накануне экзаменов, на исправление которого, при должном умении, остается достаточно времени. Но уверенный в своей неприкосновенности любимец публики решает пойти другим путем, на котором совершает одну за другой непоправимые ошибки. Казалось бы, что в этом нового? Через двенадцать лет после Меньшовской картины на экраны страны вышла лента Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна» — драма о школьниках, сделавших накануне экзаменов заложницей свою учительницу, с тем, чтобы вынудить ее подменить в школьном сейфе решения экзаменов на правильные и приведшая к доведению до самоубийства. По счастью, этот вариант развития событий, не нашел отражения в новой инкарнации сценария, да и в среде благополучных жителей больших городов, если не доверять всему, что рассказывается в криминальных сводках канала НТВ, такая развязка была бы шоком, но ни как не финалом фильма, претендующего на кассовость и актуальность , а не на призы фестиваля «Киношок».

И вот, спустя тридцать лет, сыновья уже не выговаривают отцам поучительных речей, как они сожалеют с матерью, что он простой инженер. Если отец, претендуя на место в американском университете, зарабатывает на жизнь частным извозом, это без сомнения комплекс для сына, но он не говорит об этом отцу, потому как взрослые люди понимают все без слов. Напротив, чувствуя авторитет отца, сын готов испытывать унижение, отмывая школьный коридор. И он не будет мстить за это отцу, потому что в душе понимает, что отец прав. Но будет мстить тем, кто, по его мнению, стал причиной такого исхода, забывая, впрочем, посмотреть в зеркало и усомниться в собственной правоте.

Изменились, по мнению сценаристов, учителя, которые, несмотря на выходку ученика, не решаются выгнать его из школы накануне выпускного, но не причине того, что опасаются испортить его дальнейшую судьбу, а, как если бы он был высокопоставленного отпрыском чиновника, потому что он — сын спонсора школы. Кардинально поменялись и образы учителей. На место завуча в исполнении Натальи Фатеевой, проявляющей беспокойство об учениках, которые уже в выпускном классе занимаются тем, что выступают на комсомольских свадьбах и зарабатывают этим деньги, стала Ирина Купченко, которая готовит к вступительным экзаменам скромницу Таю и защищает Комарова на педсовете. Вместо тренера по плаванью (Меньшов), обещающего хорошие перспективы в спорте Комаровскому, и завхоза Семен Семеныча (Павел Винник), признавшегося, что сам бы в школе деньги зарабатывал, если бы была возможность, — обрюзгший физрук Дмитрий Дюжев, изыскивающий собственную выгоду во всем, в том числе и в спонсорских подношениях отца Комарова.

Изменилась и музыка и тексты школьных ансамблей. В 70-е это были песни в стиле популярных ВИА «Песняры», «Самоцветы» и «Пламя», а ныне — актуальные речитативы несомненно талантливого NoizeMC. Изменилась в целом атмосфера картины — из школьной музыкальной мелодрамы на все времена, занявшей в прокате СССР 1977 года 10 место по кассовым сборам, превратившись в современную напряженную картину с элементами триллера и осколками сладкой жизни, в которой самым длинным (но не занудным) монологом звучит рассказ Харатьяна о службе в армии. Школьников, в отличие от оригинальной постановки, где всем исполнителям главных ролей было по 14-16 лет, играют состоявшиеся артисты. Пускай они, благодаря мастерству и выглядят, как почти недавние школьники, но глядя на 24-летнюю Клавдию Коршунову, исполняющую роль Таи Петровой, сложно отделаться от впечатления ее недавних ролей, в числе которых стюардесса из картины Александра Миндадзе «Отрыв».

Пожалуй, во всем этом многообразии образов, неизменным остался только персонаж Харатьяна. Он вырос, и из принципиального амбициозного школьника стал успешным и обеспеченным бизнесменом, который воспитывает своего сына в строгости и не жалеет ничего для него, чтобы дать то, чего сам в былые годы был лишен. По сути, он относится к поколению тех, кто сегодня руководит страной — вчерашний комсомольский лидер, активист, стремившийся тридцать лет назад доказать себе и окружающим, что и в коллективе он — личность. В отрочестве он не совершал подлостей, но, воспитав потомка, не уследил за тем, как тот превратился в современном обществе в потребителя, который ставит себе совсем иные цели не замечает препятствий. И на этом этапе возникает вопрос — если, по мнению создателей картины, таков портрет сегодняшнего выпускника, то кто будет править страной через тридцать лет? Хочется надеяться, что страна в 2040 году сделает правильный выбор.


Все новости