«Я, робот»
С комиксами вечно эта проблема — всегда приходится начинать с нуля. Вся эта скучная обязаловка: укусы радиоактивными пауками, полеты в капсулах с Криптона и убийство дорогих родителей в бледном свете Луны для тех, кто не держал в руках графических романов. Иначе зритель покрутит пальцем у виска на естественное желание героя нацепить обтягивающее трико и навешать уличной преступности. Сложность лишь в том, что многократно отработанная схема превратилась в заезженный штамп и чтобы не спровоцировать приступ неконтролируемой зевоты, приходится нестандартно подходить к проблеме.
Впрочем, тут Джону Фавро несказанно повезло: отречение от стандартов — второе имя Железного человека. Бабник, беспринципный воротила и беспробудный пьяница, вот лишь некоторые из характеристик Тони Старка, ко всему прочему не обладающего ни единой сверхспособностью. Даже самой малюсенькой вроде варки яиц в мешочек силой взгляда. Иными словами, податливая глина для разухабистого экшна и морализаторских нравоучений. Лимит последних, к счастью, выработал Сэм Рэйми, поэтому нам остался дистиллированный драйв. Такой, знаете, увесистый красно-желтый кусок мужского счастья из крепкой выпивки, красивых женщин и знатных драк — настоящий Джеймс Бонд в доспехах.
Безболезненное знакомство проходит под грохот артиллерии и бесконечные шуточки: вот так просто с места в карьер без получасовых прелюдий о несчастном детстве, папе-ядерщике и вредных мутациях. Как будто мы знакомы со Старком годами и не знаем лучшего компаньона для традиционных пятничных посиделок в пабах. Ход, надо сказать, попадающий точно в яблочко — иногда пара метких фраз или импульсивный поступок куда лучше характеризуют человека, чем выдержки из личного досье.
И не нужно пенять Фавро на заимствования: вот, мол, журналистка просыпается в мизансцене золотой девушки Голдфингера, вот Старк заигрался в Робокопа, по-верхувеновски объяснив талибам, что такое хорошо и что такое плохо, а вот уже два Трансформера громят кварталы на потеху собственному эго. Да пусть его, если практически целиком засвеченный в трейлерах экшн выполнен с такой задоринкой, что не двинуть соседу локтем от взыгравшего в крови адреналина практически невозможно. Запасайтесь защитными масками, кстати.
Хотя главная прелесть фильма не в боевике, и даже не в циничном юморе в дозах, достаточных для вывиха челюстей, хотя и этого не отнять. Главное, что жанр, наконец-то, перестал множить культ инфантильных подростков, ночами мечтающих о подвигах, а развернулся во всю свою богатырскую мощь — если уж человек, то только железный, если супергерой — то не прячущий альтер-эго по пещерам и комодам, а вопящий об этом во все телекамеры мира. Ну разве можно не полюбить самого обыкновенного, в общем-то, человека с подзадержавшимся кризисом среднего возраста, тихой старости в гольфклубе предпочетшего выбивание всей дури из этого несовершенного мира?!
Уж не знаем, намеренно ли кинопроизводственная ячейка Marvel именно «Железного человека» выбрала для своего дебюта, но визитная карточка получилась что надо — громкая, бешеная, дерзкая, остроумная и запоминающаяся. Сезон блокбастеров можно считать превосходно открытым.