Рецензия на «Запретное царство»

Последний киногерой

«Запретное царство» — фильм без сомнения долгожданный. Не так часто нескольким иконам фильмов экшн удается появиться на экране. Можно сказать, что Джеки Чану в этом смысле повезло — в 2003 году он противостоял легенде фильмов о восточных единоборствах Донни Йену, снимаясь в «Шанхайских рыцарях», и вот снова битва великих. На этот раз схватка случилась с Джетом Ли. Два тигра оказались на одной скале и то, что они вытворяют на экране достойно всяких похвал — изобретательный стиль шутовского боя от Чана и безупречное владение техникой Ли — объединенные одним хореографом боев, они оказываются самым запоминающимся зрелищем фильма, ради которого, пожалуй, и стоило городить весь огород.

О необходимости столкнуть на экране Ли и Чана помышляли многие фэны боевых искусств. Как видно, среди них оказалась и знатная продюсерша Рафаэлла де Лаурентис. Но не просто помышляла — она сделала. Для пущего эффекта от подобного события, она собрала под своим крылом опытных и талантливых людей: режиссера с диснеевским прошлым Роба Минкоффа и гениального оператора оскароносного «Крадущегося тигра» Питера Пау. Однако, затравка, к сожалению, оказалась ложной: никто ведь и думать не смел, что знаменательные персоны, ранее никогда не сотрудничавшие вместе, в фильме будут союзниками.

Скромная задача авторов картины заключалась в сотворении нетленки, которая должна была стать своеобразной данью эпохе гонгонкских фильмов. Картина, будучи удивительно эклектичной, вызывает ряд противоречивых эмоций: от волнующего восторга до безумного разочарования. Начинаясь как какой-нибудь классический «Парень-Каратист», фильм разрастается до весьма остроумного цитатного сборника, но, быстро отшутившись в первом получасе, целенаправленно принимается угождать другой публике. А именно тем лицам, которые ждали от «Запретного царства» — ленты соблюдающей строгую концепцию модного и почитаемого фэнтези с примесью азиатского эстетизма.

Учитывая, что подобные сказки могут плодотворно рождаться только у китайских ремесленников, творение Роба Минкоффа в какой-то момент начинает казаться вопиюще банальным сборником их штампов. Да, разумеется, герои почти что летают, феерично сражаясь с врагами на фоне примечательных пейзажей и восхитительных убранств.

Однако ни красоты, ни присущей восточным режиссерам тонкости, в этих полетах не наблюдается — сплошная нарочитость, причем изрядно перегруженная компьютерными спецэффектами. Не мудрено, чтобы придать символизму осмысленность и содержательность необходимо, как минимум, уметь вникать в бесконечные детали: будь то искусство каллиграфии, или конфуцианские значения цветов.

Впрочем, абстрагируясь от проблем с формой, тут же наталкиваешься на отсутствие содержания. Это намеренно старомодное кино, оставляет глубокое чувство неудовлетворения, ввиду бесхребетного содержания, которое может затронуть лишь детей и немногочисленных подростков.

«Запретное царство» по большей степени берет за первооснову написанный У Чэнъэнем роман «Путешествие на Запад». Книга, трактуемая и как буддийское наставление, и как отражение народной борьбы, и как роман о поисках истины, в фильме используется номинально.

На картину пришлось целых пять вариантов сценария, которые поочередно сменяли друг друга, переписываясь авторами ленты в процессе съемок. Как результат: ни один характер не доработан, последовательность боев не выдержана, а диалоги клишированы. Собственно, удивительное всегда рядом: сценарист картины Джон Фаско в данный момент работает над сюжетной канвой римэйка куросавовских «Семи Самураев» — радости от этого совсем немного.

Несомненно, «Запретное царство» многим зрителям будет как ностальгический бальзам на душу. Простая компиляция из колоритных кадров, хореографических поединков и местечкового фэнтези может даже рассмешить. Основной же парадокс в том, что фильм, являясь шизофренической помесью «Властелина колец» и «Крадущегося тигра», обезоруживает как критиков, так и зрителей своей искренней наивностью.

Авторы ленты ведь наверняка беззаветно полагают, что сцена в которой Джет Ли в буквальном смысле мочится на вызывающего дождь Джеки Чана — это дерзкая шутка юмора. При таком раскладе, несмотря на то, что у режиссера Роба Минкоффа таланта побольше, чем, к примеру, у немца Уве Болла, фэнтези у них, к сожалению, аналогичны: с приставкой «трэш».


Все новости