Рецензия на «Руины»

«Сломанные цветы»

С жанром киноужасов ныне происходит действительно что-то страшное: идеи кинематографистов иссякли настолько, что оригинальный хоррор днем с огнем не сыщешь. Бесконечные переделки набивших оскомину азиатских страшилок усыпляют заблудшего в кинотеатр зрителя где-то за час до финала, а многочисленные бережные ремейки американской классики, являясь в лучшем случае данью уважения их создателям, совсем не срабатывают. Ничего не поделаешь — страх, который витал когда-то в воздухе скромных видеосалонов, испарился, оставив после себя стойкий иммунитет к возможности пугаться от происходящего на экране. Впрочем, во всем этом жанровом безобразии есть место и приятным исключениям.

Ужастик редкой красоты «Руины» — творение дебютанта в большом кино, в прошлом фэшн-фотографа Картера Смита. Режиссер внял простейшей аксиоме: чтобы запомниться, надо как минимум выделиться оригинальным способом. Он сотворил вполне современный хоррор безо всякой оглядки на старую школу. Фильм как квинтэссенция всего того, за что Илая Рота и Нила Маршалла признавали реаниматорами жанра: жесткая натуралистичность, гнетущая атмосфера болезненности, солидная драматургия.

Стоит отметить, что форма подачи материала в ленте очень схожа как с «Лихорадкой», так и со «Спуском». Однако картина выгодно отличается от всего, что было раньше, сдержанностью и почти новаторским сценарием. Нет, ну, разумеется, в кино растения и раньше нападали на людей. Особенно чудно это получалось в некогда культовом «Нападении помидоров-убийц», между прочим, сиквел которого дал толчок актерской карьере ныне оскароносного Джорджа Клуни. Однако никогда эти зеленые многоклеточные организмы не были настолько устрашающими.

автору одноименного романа Скотту Б. Смиту, которого за «Руины» похвалил сам Стивен Кинг, на экранизации весьма везет — прошлую его новеллу «Простой план» поставил Сэм Рэйми.

Авторы ленты шли на реальный риск, выполняя эту педантичную и крайне кропотливую работу. Причины очевидны. Во-первых, очень легко скатиться с подобной тематикой в пародийный абсурд. Во-вторых, совсем нелегко сделать неодушевленных участников фотосинтеза пугающими. В-третьих, не каждый дебютант способен населить экранное пространство актерами, которые способны сделать из задействованной в сценарии молодежи людей, достойных не только сожаления, но и зрительского интереса.

С каждым пунктиком, режиссер, к счастью, справился. Автору одноименного романа Скотту Б. Смиту, которого за «Руины» похвалил сам Стивен Кинг, в общем-то, на экранизации весьма везет — прошлую его новеллу с незамысловатым названием «Простой план» блестяще поставил Сэм Рэйми. Сценарий, написанный Скоттом, хоть и дает завязку очередного нескладного туристического хоррора, но довольно быстро реабилитируется за счет интересных характеров и поразительно точной и убедительной демонстрации деформирования психики в экстремальных условиях.

Техническая часть картины аналогично совершенна: в первый час фильма, благодаря операторской работе Дариуса Хонджи, до «Руин» помогавшего воплотить в жизнь «Мои черничные ночи» Вонга Кар-Вая и авторемейк «Забавных игр» Михаэля Ханеке, отвести глаза от экрана практически невозможно. Второй же час ленты ежесекундно жмуришься от внезапной активизации тщательно прорисованных, действительно пугающих лиан-убийц. Самое удивительное, что «Руины» по большей части смотришь, прикрывая глаза ладонями, ибо саспенс возрастает с каждым новым кадром.

Когда нападение цветов смерти на молодых людей отходит на второй план, возникает вполне-таки аутентичная игра каждого участника картины. Чувства опасности и обреченности смешиваются с индивидуальными помешательствами, и достоверно передать кровавую палитру эмоций берутся далеко не последние актеры: бюджетный заменитель Линдси Лохан — красавица-нимфетка Джена Мэлоун из «Донни Дарко», подросший паренек из «Девственниц-самоубийц» Джонатан Такер и новоиспеченный секс-символ — англичанин Джо Андерсен из мюзикла «Через Вселенную».

Упрекнуть «Руины» можно лишь за скомканный и невнятный финал, который можно расценить как вполне логичное окошко к потенциальному сиквелу. Отсутствие же всякого смысла в этом нетривиальном ужастике, где авторами не применяется даже простейший символизм, связанный с растительными наркотиками — за претензию даже не предъявляется. Фильм с завидным упорством и пробивной уверенностью выполняет свою, исключительно жанровую функцию. Он по-настоящему пугает: жестко, бескомпромиссно и на удивление эффектно.


Все новости