«Типа крутые легавые»
По изначальному замыслу «Короли улиц» во всех аспектах казались чрезвычайно перспективными еще задолго до премьеры. Как-никак, в явных козырях значился роман модного детективщика Джеймса Эллроя — автора нашумевших «Секретов Лос-Анджелеса» и «Черной орхидеи». Да и зрительский интерес значительно подогревался звездным составом, где значился не только постаревший Нео, но и оскароносный Форест Уитекер с ныне безумно популярным Хью Лори. Разумеется, шедевра, который ожидался, не вышло. Режиссер Дэвид Эйер, будучи сценаристом эталонного «Тренировочного дня», хоть и пытался расставить акценты, как это и подобает в нуаре, в итоге выдал на суд зрителя взрывную и техничную смесь двух других жанровых шедевров — «Грязного Гарри» Сигела и «Серпико» Люметта.
Киану Ривз на первых же кадрах лихо, жестоко и бессмысленно устраняет шайку чернокожих головорезов, после чего закидывается парочкой мерзавчиков с водкой и двигается на свое непосредственное место работы — в полицейский участок. Не совсем понятно, кто в таком случае является королями американских улиц: многочисленные бандитские группировки или беспринципные копы. Впрочем, это не столь важно для восприятия картины, которая формально выполняет свои простейшие функции: кровь здесь льется фонтанами, друзья до неприличия часто примеряют личину врагов, напарники погибают один за другим, а истина о загадочных убийствах постоянно витает где-то рядом.
Складная, не лишенная смысла, вкуса и динамики картина дерзко и остроумно пытается обличать полицейскую коррупцию. Местами получается, местами нет. Наверное, главная проблема этой, в общем-то, симпатичной в своей жесткой прямоте ленты в том, что при наличии действительно
режиссер хоть и пытался расставить акценты, как это и подобает в нуаре, в итоге выдал взрывную смесь двух других жанровых шедевров — «Грязного Гарри» и «Серпико». |
Как раз таки в плане комизма, на котором фильм и держится, режиссер и выигрывает многочисленные зрительские симпатии. Временами кажется, что Эйер периодически хохмит над своими героями для того, чтобы зритель не успел посмеяться над их действиями первый. Подобный ход является здравым и наиболее осознанным, однако усугубляет ситуацию вопиюще абсурдный дубляж, при прослушивании которого становится совершенно понятно, отчего схожий по форме и содержанию опус Аффлека «Прощай, детка, прощай» прошел на столь малом количестве экранов с субтитрами. Переводчики, адаптировав язык улиц под вполне литературную речь, безбожно загубили как сценарную составляющую, так и изысканную игру каждого участника этой картины. Российского зрителя вводят в конкретное замешательство: от чего-то в диалогах Ривза и Уитекера слышаться гомосексуальные нотки, которых в помине быть не должно, а из гениального Хью Лори, который в оригинале неподражаемо маскировал свой британский акцент, сделали выбивающегося из контекста ленты, переигрывающего нравоучителя.
Несомненно, главная заслуга смотрибельности «Королей...» принадлежит Ривзу, который в свои сорок три года наконец-то стал напоминать не механичного робота, а живого человека. Несмотря на то, что значимое для сюжета прошлое персонажа сценаристы уместили в небольшое количество коротеньких реплик, актер оказался способным продемонстрировать то, что не доработано сюжетно. Одной лишь мимикой, на своем непривычно хмуром и одутловатом лице, Киану Ривз как какой-нибудь Хамфри Богарт говорит намного больше, чем положено в картинах такого рода. Предугадать главную интригу «Королей улиц» можно уже после первого получаса, но фильм как зрелище сугубо развлекательное, абсолютно ничего не теряет и смотрится на удивление захватывающе. А уж за финал, где герой задумчиво стоит в лучах ослепительно красивого, багрово-кровавого заката и вовсе хочется простить этой ленте все огрехи, которые по большому счету являются всего лишь условностями жанра.