«Эпидемия»
Специально для журнала «Ваш досуг»
Рано или поздно это случается со всеми независимыми режиссерами. Человек работает в жанре, создает за гроши отличные фильмы, зарабатывает культовую популярность, а затем какая-нибудь студия ангажирует его на большой полноценный проект. И наступает момент истины. Большинство, потеряв голову от огромного бюджета и безграничных возможностей, теряют содержание за формой, и только единицам удается точно соблюсти баланс. К счастью, Нил Маршалл оказался из числа последних.
Полный самоиронии, динамичного экшна и бешеного драйва «Судный день» не открывает новых горизонтов — по сути, это стандартный винегрет из жанровых клише, виденных не один десяток раз. Выкосившая половину многострадальной Британии эпидемия, опустевшие улицы, выродившееся общество, поделившееся на панков и феодалов: только успевай загибать пальцы и подсчитывать отсылки и заимствования из «28 дней спустя», «Обители зла: Апокалипсиса», увеболловского «Во имя короля» и легендарного «Безумного Макса». Все так, но даже проверенные временем ингредиенты нужно уметь смешивать таким образом, чтобы зритель не задавался вопросом, за что он платит деньги, а уминал получившееся блюдо с аппетитом и жадно требовал добавки. А это — уже вопрос режиссерского мастерства.
пять разных и с одинаковой силой впечатывающих в кресло экшн-сцен — и вчерашняя жертва «Невидимки» уже настоящая героиня боевика |
То, что с режиссурой у Маршалла все в порядке, было понятно еще по его предыдущим работам. Человек, умеющий органично увязать тренированных солдат с готическими историями об оборотнях и полтора часа держать в напряжении однообразными видами тускло освещенных пещер, определенно способен правильно освоить $40 миллионов. Одних богатых на детали ландшафтов облачного будущего было бы достаточно, чтобы посвятить фильму полтора часа времени, но у Маршалла в рукаве обнаружился даже не туз, а целый джокер — непозволительно долго прозябавшая на периферии кинематографа Рона Митра.
Митра превратила свой бенефис в произведение искусства: пять разных и с одинаковой силой впечатывающих в кресло экшн-сцен — и вчерашняя жертва ополоумевшего «Невидимки» кажется настоящей героиней боевика, мастерством владения холодным оружием и вождения авто затмевающей любую Миллу Йовович. Неважно, приходится ей поливать свинцовым огнем каннибалов, с голыми руками выходить на гладиаторский поединок или в лучших традициях Макса Рокатански устраивать смертельные гонки с бандой осатаневших панков — мощь и холодная невозмутимость выдают в ней натурального Клинта Иствуда в юбке, выгодно отличая от гламурных голливудских коллег. Финальному выносящему дух преследованию отведено без малого двадцать минут, после которых даже столкновение грузовиков во второй «Матрице» воспринимается детским лепетом.
И просто удивительно, что на фоне многомиллионных CGI-блокбастеров «олдскульный» «Судный день» не смотрится нелепым пережитком прошлого. Маршалл лишний раз доказывает, что будущее жанрового кино остается за Англией. Главное — правильная подача и киноманский азарт, которого на экране с избытком.