Рецензия на «Старикам тут не место»

«Нет вестей от бога»

Последние слова монолога, которые произносит герой Томми Ли Джонса в финале картины, наиболее точно характеризуют эту осмысленную и чрезвычайно глубокую работу от братьев Коэн. После затянутого периода забавных, но посредственных игр в мейнстрим, культовые режиссеры внезапно проснулись… Вернувшись к переосмыслению своих ранних работ, они оказались в силе продемонстрировать, как их отточенное с годами мастерство и превосходная история могут сосуществовать вместе, приводя зрителя к совершенно неотразимому эффекту присутствия и целостному восприятию непростого фильма. «Старикам здесь не место» — настолько мощная, почти потусторонняя иносказательная притча, что абсолютно безразлично, сколько «Оскаров» она получит.

Роман пулитцеровского лауреата Кормака МакКарти обеспечил режиссеров прекрасной сюжетной канвой, где их циничная манера высмеивания жанровых клише не смягчает мрачную прозу, а только обостряет изначально поставленную проблематику вселенского хаоса. Снятый опытным оператором Роджером Диккенсом красивый и безразличный пейзаж, в почти бессловесной последовательности разбавляется острейшими диалогами, а насилие в картине проходит с тяжелым чувством явного сожаления к человечеству. Все до исключения актеры превосходны: Бролин вновь переживает удивительный карьерный скачок, демонстрируя себя актером неожиданной глубины. Бардем играет наверняка свою лучшую роль в кино — спокойного, но сумасшедшего наемника Антона Чигура. Джонс весьма убедителен и аутентичен в образе философствующего шерифа.

Лента надолго задерживается в голове, что доказывает грандиозную педантичность замысла авторов, у которых на этот раз все получилось

Фильм сосредотачивает внимание на Моссе и Чигуре — педантичных охотниках, которые вопреки жанру не являются традиционными противоположностями друг друга. Бардем действительно затмевает в картине всех, как совершенно ужасающее, абсолютное зло, однако, единственное его отличие от характера удачливого Мосса заключается в том, что персонаж Бардема играет по правилам, а герой Бролина всячески пытается их избежать. Неподвижность Антона Чигура, который не найдя свою жертву, невозмутимо сидит перед телевизором, потягивая бутылочку молока, символизирует поверхностное спокойствие, в котором скрывается оправданное зверство, являющееся внешним отражением его фатализма.

Привычка злодея к предоставлению жертвам шанса амнистии через угадывание стороны монеты является частью его веры, которая просто-напросто демонстрирует то, что он является неспособным к воздействию на вершащуюся действительность. Чигур расценивает ее, как побочное явление всего того, что прежде пришло в этот мир. Мир, где лишними оказываются слабые. Где нет никакого Бога по той причине, что он свергнут ощутившим свое превосходство человеком. Теперь люди наделены способностью ставить смертельные вердикты и решать за других. Злостная по отношению друг к другу природа человека, заполненная такими людьми как Чигур, отнюдь не фатальное наказание, посланное свыше — это всего лишь логичное и закономерное подтверждение упадка жизненных принципов и кодексов чести, в которых даже законы безобидного атеизма способны родить смерть и безысходность.

Коэн, проявившие себя латентными мизантропами, подарили зрителю очень проницательный и тонкий фильм, уже ставший живой классикой в истории американского кино. «Старикам тут не место» — картина многослойная и бесконечно трудная. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на растерянность в глазах рядового зрителя, пришедшего в кинотеатр на очередной триллер. Однако лента, вызывая целый ряд мыслей, надолго задерживается в голове, что доказывает грандиозную педантичность замысла авторов, у которых на этот раз все получилось. Такое кино можно любить или ненавидеть — это просто аспекты. Факт в том, что оно не имеет срока годности, и уж точно не оставляет никого равнодушным.


Все новости