Рецензия на «1814»

«Чисто английское убийство»

Неправдоподобная, но весьма остроумная картина названная «1814», творчески развивает опыт и идеи бесконечных псевдоисторических сериалов с телеканала СТС. На просторы Царскосельского лицея, где тихо и мирно бунтовали против своих несвобод Пушкин сотоварищи, создатели подбрасывают серийного маньяка вырезающего мирное население, и пока зритель гадает на тему достоверности происходящего, эстонский режиссер Андресс Пуустусмаа крайне ловко и с завидным энтузиазмом рождает загадочные убийства с чисто английским расследованием. Несмотря на непонятное желание претендовать на документальность, уйму логических нестыковок и предсказуемость сюжетной линии, сценарий Дмитрия Миропольского заслуживает, как минимум уважения. Столь смелой и оригинальной затеи, ловко балансирующей между кощунственной пошлостью и невиданной доселе дерзостью, российский кинематограф действительно давненько не видывал.

В именитом актерском составе все правильно расставляют акценты, и даже вездесущий Федор Бондарчук органично смотрится в своем русом парике. Антураж, как и следовало ожидать, здесь традиционно на высоте, а живописные окрестности Царского Села, благодаря блестящей операторской работе, удовлетворяют скептический взгляд самого требовательного зрителя. Неспокойный дух эпохи, которая породила великие таланты, дозировано и без лишнего пафоса царит в намеренно комичных диалогах лицеистов, которые обсуждают свою первую любовь, дебютные работы, потерю чести, свободу слова и победу над Наполеоном. Совершенно очевидны щепетильность и трудолюбие авторов, которые крайне педантично воссоздали атмосферу пушкинских времен, однако сама история, идущая как бы отдельно от вылощенного видеоряда, при всей своей потенциальности, хромает и трещит по швам. В претенциозной картине куда больше от простого сериала, чем от ожидаемого английского детектива, а в таком случае театрализованное действо, постоянно сбивающееся в хронологии событий и в темпе истории, теряет всякий смысл.

«1814», в название которого помимо года действия, читается диапазон возрастов лицеистов, пытаясь довести до зрителя нравы и идеалы прошедшей эпохи, не справляется в интонациях повествования. Проблема в том, что, торопливо мешая приевшуюся детективную фабулу с творчеством лицеистов, о которых по большому счету ничего и не сказано, создатели подавились собственным фильмом, как и Пушкин, своими стихами. Впрочем, не стоит рассматривать эту довольно таки сдержанную картину, как серьезное произведение на поставленную историческую тему, ибо лента вряд ли является триллером или детективом. Картина ни что иное, как рассказанная профессионалами своего дела, постмодернистская шутка, задача которой просто-напросто очеловечить образы Пушкина, Горчакова, Кюхельбекера и остальных лицейских выпускников, из которых, как все знают, выросли великие поэты и государственные деятели.


Все новости