Рецензия на «Сокровище нации: Книгу тайн»

«Враг государства»
Специально для журнала «Ваш досуг»

Годами остававшаяся свободной ниша ушедшего на покой Индианы Джонса манила продюсеров, как намазанная медом — формула идеального приключения выглядела не сложнее арифметики для первого класса, а наваристый барыш в случае успеха обещал озолотить любого дерзнувшего. Но, позарившиеся на легкий фурор продюсеры один за другим с хрустом ломали зубы, оказавшись не в силах откусить от каравая зрительской любви — секрет популярности скрывался отнюдь не в больших бюджетах и обширной съемочной географии. Поворотным пунктом каждой бессмертной авентуры была ее связь с окружающей действительностью.

Недостаточно просто отправить абстрактного Алана Куотермейна на поиски абстрактных сокровищ — клад обязан быть, что называется, культорологическим штампом, чтобы поиски его вовлекали в исследовательский процесс самого зрителя, а не превращали аудиторию в ведомое волей сценариста стадо. Самым наглядным примером верной сюжетной диспозиции можно назвать «Код Да Винчи», погоню за которым при определенных желании и усидчивости любой человек мог произвести без помощи книги и фильма. Первым, кто догадался о механизмах правильного приключения, стал Джерри Брукхаймер, чье «Сокровище нации», завязанное на долларовой символике и декларации Независимости, триумфально собрало сливки с бокс-офиса и прибавило очков чахнущей карьере Николаса Кейджа.

Оттолкнувшись от стойкого голливудского убеждения «сиквел — значит двойная порция», авторы «Книги тайн» попытались заткнуть за пояс не только первый фильм, но и все наследие приключенческого жанра разом. Если секрет — то завязанный на самой позорной странице национальной истории, если подсказки — то исключительно в самых труднодоступных местах, вроде Букингемского дворца и рабочего кабинета Президента, если испытания — то никак не меньше похищения главы государства. Порознь ингредиенты выглядят и впрямь не плохо, но чтобы увязать их в единый вышибающий дух коктейль, нужен особый шейкер. И вот тут-то то ли рука бармена предательски дрогнула, то ли поднявшаяся пена не позволила уместить в стакан все составные части, но сюжет принялся ошалело метаться от приключения к приключению, сильно обогнав логику повествования.

Нет, с точки зрения драйва «Книга тайн» дает фору даже «Крепкому орешку 4» — неспешно открываясь экспозицией времен Линкольна, уже минут через двадцать действие начинает швырять Бенджамина Гейтса по свету, перемещая из королевских кулуаров в президентские бункеры и изнанку горы Рашмор, не забыв продолжительные погони, сгусток юмора и толику находчивости. Да и кульминационные эпизоды, явно оглядывающиеся на пролог «Искателей потерянного ковчега», способны сделать честь любой серии спилберговской трилогии: будьте готовы после сеанса выковыривать из-под ногтей фрагменты велюровой обивки подлокотника. Но каким образом поиски золотого города доколумбовских времен смывают с родового герба Гейтсов черное пятно причастности к убийству обитателя пятидолларовой банкноты, и почему вообще брошенное в лицо Гейтсу обвинение катализировало погоню за сокровищами — подобные мелочи сценаристы оставили висеть в воздухе, предоставив зрителю возможность додумывать самим.

К счастью, фильмы Брукхаймера всегда любили не за стройность сюжета, а за первоклассное зрелище, и в этом продюсер ожидания не обманывает. «Сокровища нации» достойно закрывают календарный год, а брошенное в финале обещание настраивает на самое нетерпеливое ожидание третьей серии.


Все новости