Рецензия на «Чужих против Хищника: Реквием»

«День, когда Земля остановилась»
Специально для журнала «Ваш досуг»

Три года назад Пол У.С. Андерсон сделал все от себя зависящее, чтобы похоронить оба звездных франчайза разом — градус ожидания кросс-овера был настолько высок, что фанаты не простили режиссеру вопиющей халтуры. Сборов картины, тем не менее, хватило на то, чтобы затаиться в темном уголке продюсерского стола и выскочить на свет с прежним энтузиазмом в момент, когда негатив от первого фильма окончательно нивелировался. Полнометражное искупление прошлых грехов было доверено дебютантам Колину и Грегу Страуз — докам по части визуальных эффектов, начинавших в кино еще в 1996 «Чокнутым профессором». Выбор постановщиков автоматически определил содержание сиквела: здоровая доза экшна в ущерб драматургии. И со своей задачей Страуз справились вполне.

Признаваясь в бесконечной любви к наследию научной фантастики (обычное, в общем-то, дело для внутристудийной политики), Страуз из кожи вон вылезли, чтобы на этот раз болельщики выходили из залов с выражением немого счастья на лице. Экранный бестиарий мало того, что шумно ворвался в захолустный американский городок, показав рядовым землянам, почем фунт галактического изюму. Постановщики, кажется, задались целью оставить без средств к идейному существованию всех своих последователей, за полтора часа успев показать и родную планету Хищников, и инфернальный гибрид обеих тварей. Чем будут удивлять создатели грядущих серий — совершенно непонятно, Страуз оперируют только двумя инструментами: здесь и сейчас.

Экранный бестиарий шумно ворвался в захолустный американский городок, показав рядовым землянам, почем фунт галактического изюму

Надо сказать, что проекты уровня «Титаника», «Константина» и «Послезавтра» не прошли для них даром — режиссеры знают, как управляться со спецэффектами. Финальная битва Хищника и Гибрида по силе мордобойного воздействия не уступает среднестатистической потасовке от Брюса Уиллиса (а ведь в кадре-то два статиста в неудобных резиновых костюмах!). А потрясение от тусклых панцирей мелькающих на ночных улицах Чужих борется за звание главной кинематографической эмоции года с заставкой Fox в начальных титрах «Иронии судьбы». Да и с визионерством у Страуз все в порядке: застывший в эпическом великолепии ландшафт планеты Хищников сбивает дыхание, а скорбный полет космического челнока сделал бы честь самому Стэнли Кубрику.

На этом, правда, все прелести «Реквиема» и заканчиваются. Едва действие перемещается в земные экстерьеры, сценарий начинает биться, как рыба об лед, пытаясь создать видимость жизни, но на деле корчась в мучительной агонии. Битых сорок минут авторы истязают зрительское долготерпение надуманными конфликтами пушечного мяса, следить за которыми — занятие не более увлекательное, чем разглядывание упорядоченного хаоса муравейника. Сорок минут Страуз играют в ненужную мелодраму, расставляя полярности и выдумывая ситуационные мотивации, чтобы потом все равно провернуть три четверти персонажей через мясорубку межвидовой бойни. Выжившие и выживающие не вызывают эмоций, смерти срывают аплодисменты и шуточки: честное слово, лучше бы все время, бездарно растраченное на стенания половозрелого пицца-боя, было бы отдано под сокрушительное противостояние. Кого хотели обмануть режиссеры неуклюжей драматургией, если все содержание картины емко описано тремя первыми словами ее названия?

Впрочем, Страуз, кажется, и сами прекрасно понимали неуместность гуманоидов в адреналиновом блюде, поставив ядерную точку в истории жирно и безапелляционно. Толком даже не позволив разделить радость спасения с уцелевшими, камера стремительно перемещается в корпоративные кулуары, преподнося последний сюрприз — неожиданное замыкание сюжета на первом «Чужом» оказывается той самой ноткой, которая полностью растворяет горчинку просмотрового послевкусия.


Все новости