«Квартира»
Тексты Анны Гавальда — ярчайшей «звезды французской словесности», боготворимой читателями, называющими писательницу «нежным Уэльбеком» и «новой Франсуазой Саган», на первый взгляд не поддаются пересказу на языке кинематографа. Одноименный роман умудрился растянуть этот скромный и, в общем-то, простой сюжет на шестьсот с лишним страниц. Вышедшая в 2004 году книга моментально стала лидером продаж, и была переведена на тридцать шесть языков. Ветеран французского кино Клод Берри, куда сильнее преуспевший на продюсерском поприще, однако не побоялся принять вызов и бережно, но с толком и расстановкой растасовал драматические перипетии всего за полтора экранных часа.
Режиссер параллельно ведет рассказ о жизни четырех людей, судьбы которых сходятся в одной квартире. Берри экранизирует увлекательные истории, демонстрируя взлеты и падения персонажей, в которых заложена причудливая и уникальная природа настоящей дружбы. «Просто вместе» — замечательный образец легкого непритязательного французского кино, где простая история женщины, которая волею судеб должна быть спасена, достойно разыгрывается привлекательными актерами. Роль Камиллы, в которой теперь трудно представать кого-то другого, изначально предназначалась Шаролотте Гейнзбур которая, катаясь на лыжах, получила серьезную травму. Прежде чем речь зашла о Тоту — на роль Камиллы также пробовалась бессменная фаворитка Франсуа Озона Людвин Санье, но и с ней сотрудничество не сложилось. Для Тоту, которая умело отчеканивает каждую свою реплику, фильм — несомненная удача. У хорошей актрисы, ставшей заложницей образа инфантильной чудачки Амели с Монмартра, есть потенциал и недооцененные способности, чтобы сыграть больше, чем ей дают. Похоже, что Клод Берри — первый режиссер, который это рассмотрел.
В сюжетном отношении, фильм сугубо техничен, и полностью удовлетворяет требованиям дамского романа, однако «Просто вместе», как картина провоцирующая биться лишь женские сердца, от начала и до конца является поучительной басней о наличии цели в жизни, ее реализации, и оказания помощи другим к ней придти. Меланхоличный, местами пресный фильм приковывает внимание неглупыми диалогами, в которых думающий режиссер дает возможность разглядеть зрителю, что за банальностью происходящего стоит многогранная история любви. «Просто вместе» — медлительный, но эмоциональный рассказ, за причудливостью и саркастичностью которого стоит существенное количество уместных вопросов. Как достигать свои жизненные цели, когда на себя нет времени? Как установить их в современном обществе и сделать так, чтобы общество тебя восприняло? Можно ли избежать социальных ограничений и жить так, как ты этого заслуживаешь? Герои Одри Тоту и Франсуа Бертина пытаются получить ответы на эти вопросы, и дается им это с завидной легкостью.