Рецензия на «Парковку»

«Одинокая белая женщина»

После провала своей дебютной «Фурии» — заунывной фантастики с политическими аллюзиями, режиссер Александр Ажа нашел себя в кардинально другом жанре. Обретя продюсера в лице неувядающего американиста Бессона, он сменил свои предпочтения и решил впечатать свою фамилию в список почетных кинематографических мизантропов. После своего успешного «Высокого напряжения», в котором режиссер настолько виртуозно кромсал на части человеческие тела, что российские прокатчики, не задумываясь, обозвали картину «Кровавой жатвой», молодой француз выдает лучшие образцы хоррор-жанра. В рождественском триллере «Парковка» он выступил продюсером и сценаристом, доверив постановку своему протеже Фрэнку Халфоуну. В первую очередь, картина является талантливым дебютом. Во вторую, ярчайшим примером того, как Александр Ажа, привыкший заливать экран багрово-красным, вновь берет ранее недостижимые планки.

«Парковка» эксплуатирует все виды параной и банальных фобий, которые испытываются у лиц прекрасного пола в городских условиях. Это и страхи об автомобилях, которые не заведутся в подземном гараже. Сотовые телефоны, оказывающиеся вне зоны доступа сети, в тот момент, когда они крайне необходимы. Сексуальные домогательства начальства, заклинившие замки в многочисленных дверях, лифт, застрявший между этажами, охранник на парковке, оказывающийся маньяком, злобный ротвейлер и даже сломанный ноготь. Из всех павильонных локаций для нагнетания страхов, подземный гараж — самая девственная и нетронутая зона. Когда молодая красивая девушка, по-видимому, страдающая клаустрофобией оказывается во временной изоляции, зритель получает все предпосылки изящного психологического триллера, скроенного в лучших традициях жанра. «Парковка» — по существу, состязание в остроумии двух персонажей, в котором «Коллекционер» Джона Фаулза перефразируется визуальными средствами «Комнаты страха» Дэвида Финчера.

Фрэнк Халфоун проводит справедливый ряд изменений в жанре классического джиалло, забытого широкой публикой итальянского детективного жанра 70-х, и вводит в «Парковку» изрядную долю иронии, которая располагает неподготовленного зрителя, но никоим образом не скатывает картину в постмодернистский капустник. Загнанная в спартанские условия девушка, в исполнении модели Рэйчел Николс, ведет себя на удивление логично, что выглядит очевидным прогрессом. Николс убедительно корчится, кричит и откровенно демонстрирует свои немногочисленные царапины и ссадины на почти оголенном теле. Персонаж Бентли, единственное достижение которого на сегодняшний день — это участие в «Красоте по-американски», рождает ассоциации с не менее сентиментальным Норманом Бэйтсом из классического «Психоза» Хичкока. Бентли уверяет жертву, что испытывает к ней слишком большое уважение, чтобы вредить, и вопреки зрительским ожиданиям, сдерживает свое слово. По сравнению с приземленными садистскими экзерсисами той же «Пилы» или «Хостела», «Парковка» заметно выделяется, умудряясь выглядеть по-арджентовски утонченной и психологически достоверной, ведь кроме отломанного ногтя и порванного белого платья героини, мытарства персонажей здесь являются исключительно моральными, а это куда страшнее.


Все новости