Рецензия на «Через вселенную»

«Звуки музыки»

Мюзикл «Через Вселенную», прежде чем выйти в прокат, поставил своих создателей в довольно таки сумбурную и беспокойную ситуацию. Продюсеры Revolution Studio временно отстранили от фильма режиссера-постановщика Джули Тэймор, решительно сократив хронометраж картины, от чего Тэймор требовала удалить свое имя из начальных титров. К счастью, скандалы приутихли, и как результат достигнутого примирения, на экраны скромно выходит громкое и бурлескное кино. Если абстрагироваться от здравого смысла, картину можно назвать довольно таки лицеприятным зрелищем. Правильно скроенный мюзикл ныне редок, однако, от опытного театрального режиссера ждали чего-то большего. Слишком был велик потенциал создателя «Фриды», очевидны амбиции и благодатна почва для актуальных аллюзий. Тэймор же вопреки ожиданиям, сделала слишком простое, прозрачное и символичное кино — сентиментальную оду уже классической группе Биттлз и уважительную дань почтения воинствующему духу 60-х.

Тридцать три песни культовой ливерпульской четверки филигранно инкрустируются в яркую цветовую палитру фееричного фильма, который должен был являться причудливым музыкальным инструментом контркультуры. Проблемы картины начинаются, когда режиссер неубедительно связывает горстку характеров и культур для сурового испытания их эпохой, в которой родились эти песни. Мелодии не следуют хронологической прогрессии, теряя всякий смысл того, что было в творчестве Биттлз. Тэймор топит вялую хромающую ленту в визуальных эффектах лишь для того, чтобы скрыть абсолютное отсутствие сюжета. В нескольких удачных моментах в картине проскальзывает демонстрация политики и настроений периода: молодой идеалист отправлен на войну к болотам Вьетнама, невинный ребенок ждет пожарища в Детройте, радикально настроенные протестанты, проповедующие пацифизм, готовят бомбу, а кучка будущих хиппи ищут себя в свободной любви и новомодном ЛСД. Однако вместо того чтобы говорить и развивать заданную социальную тематику, Тэймор увиливает от всех возможных смелых откровений. Интересные предпосылки на уместные рассуждения прерываются очередной песней и так до самого финала.

«Через Вселенную», в первую очередь отличный способ напомнить репертуар легендарного культурного наследия, и дать упрощенное понятие младшему поколению, которое наслышано о Биттлз, но не понимает ни значения группы в истории, ни вечно актуальный контекст их песен. Трагедия в данном случае рождает музыку, в то время как музыка углубляет трагедию, и пытается воздействовать через визуальную форму картины. Фильм наверняка понравится поклонникам Джули Тэймор. Она — смелый, идущий против предрассудков режиссер, у которого форма подчас доминирует над содержанием, но, к сожалению, потрясающе стильное театрализованное зрелище в итоге оказывается утомительным визионерством, а фильм, слишком мало имеющий общего с кинематографом, — сборником хорошо проиллюстрированных клипов.


Все новости