Рецензия на «Золотой компас»

«Звездная пыль»

Рождественские фэнтези давно перестали быть событием из ряда вон выходящим, уравнявшись в сезонных правах с рутинными летними блокбастерами. Питер Джексон, открывший сказочным эпикам дорогу, одновременно оказал им медвежью услугу, сняв кино настолько непревзойденное, что все последующие представители жанра оцениваются исключительно по установленным толкиеновской трилогией лекалам, и всякий раз — не в свою пользу. Ответственность за бледный вид, разумеется, лежит не только на плечах постановщиков, но и уходит корнями в литературные первоосновы, то оказывающиеся чересчур детскими («Лемони Сникет: 33 несчастья»), то слишком наивными («Эрагон»). И даже к тем книгам, что, вроде бы, содержат идейность, студии предпочли упрощенческий подход, не перегружающий сказку лишними аллюзиями.

Краеугольный камень «Темных начал» Филипа Пуллмана лежит в ярой антиклерикальности – теме недетской, а в политкорректных реалиях современного Голливуда и вовсе нежелательной. Потому перед Крисом Вайсом стояла задача не просто добротно выложить фундамент экранной трилогии, расставив персонажей и проведя обзорную экскурсию по новому миру не в ущерб сюжету, но и сгладить острые углы печатного слога, забросив протесты автора на периферию повествования — чтобы и фанатов не прогневить, и с религиозными радикалами не схлестнуться.

С выполнением первой половины задачи проблем не возникло: мир Мультиверсума вышел объемным и осязаемым, а разъяснение громоздкой терминологии вроде дэймонов и алитиометров уложено в зрелищный пятиминутный пролог, исключающий дальнейшие вопросы. Впечатляющая визуализация в общем-то небогатой на динамику книги особенно удивительна с учетом послужного списка Вайса — сорежиссуры «Американского пирога», «Моего мальчика» и сценарирования «Чокнутого профессора II». Ни на секунду за время просмотра не возникает сомнения, что этот парень собаку съел на стопятидесятимиллионных бюджетах, а фэнтези — его родная стихия. Навскидку даже не определить, какой из эпизодов удался ему особенно хорошо: зловещие интерьеры Магистериума, холодные будни Иордан-колледжа или завораживающие красоты Северного полюса.

При этом режиссер не просто не теряется за внешней эффектностью, но с изяществом опытного кукловода умудряется манипулировать десятком ключевых персонажей сразу, не ранжируя исполнителей по размеру звездного гонорара. Даже спившийся бронированный медведь Йорек Бирнисон — абсолютный сиджиай от кончиков когтей до последнего волоска — и тот играет с убедительностью, достойной советских социально-производственных драм. Когда же дело доходит до прямолинейного экшна, возникает желание разве что не мурлыкать от удовольствия. Оставшись в рамках бескровного рейтинга PG-13, Вайс наполнил медвежью схватку исключительной брутальностью, в которой оторванные челюсти выглядят не менее естественно, чем легкомысленные песенки диснеевской продукции, а сумбур финальной бойни воспринимается низким реверансом наивности первых «Звездных войн».

Улаживание антицерковного конфликта далось режиссеру бОльшими трудами — нет-нет, да и сквозят в диалогах пуллмановские настроения, внимания на себя не перетягивая, но маскировкой пренебрегающие. Хорошо это или плохо, судить каждому самостоятельно: на наш вкус, Крис Вайс палку не перегнул, оставшись в рамках разумного. Да и что такого провокационного можно разглядеть в опытах Магистериума, если изначально настроиться на стопроцентную сказочность? Типичное зло против типичного добра, и ничего кроме.

Породившая мегабюджетные фэнтези студия New Line Cinema второй раз обучает конкурентов азам обращения с жанром. И если «Властелина Колец» принять за эталон фэнтези взвешенного, то «Золотой компас» устанавливает планку фэнтези приключенческого. Остается держать кулаки за уик-эндный бокс-офис: роскошное многоточие развязки, не уступающее скорбной помпезности концовки «Братства кольца», будет продолжено только в том случае, если сборы окажутся достаточными. А фильм того ох, как заслуживает.


Все новости