«О бедном гусаре замолвим словечко»
Специально для журнала «Ваш Досуг»
Так и не сорвав внушительный кассовый куш «Кодом апокалипсиса» паясничающая четверка «Моей прекрасной няни» повторно взяла быка зрительского внимания за рога — на сей раз в привычном комедийном жанре. И хотя «Шекспиру и не снилось» тоже далек от идеала прокатного хита, производимое им впечатление на порядок лучше осадка, оставленного патриотическим экшном.
Наметившаяся в последнее время тенденция возрождения классической советской комедийной школы не может не радовать: вслед за старомодным капустником Квартета И «День выборов», выдержанном в духе необременительных довоенных постановок (с известной долей допущения, разумеется!), на экраны возвращается водевиль. Излюбленный «Мосфильмовский» жанр с поющими и к месту и не к месту пританцовывающими героями предстает перед публикой «Шекспира» как с иголочки — будто и не было всех тех лет кинематографического разношатания и мучительных поисков русских героев и русской идеи.
Впрочем, опережая улыбки и сентиментальную радость по подзабытой опереточной атмосфере, первым делом на зрителя обрушивается оторопь. Не слишком, прямо скажем, привычное дело наблюдать шутошные номера-зарисовки и мучительно абстрагироваться от нехитрой лирики. За текстовую часть, кстати, ответственен Юрий Энтин, чей заходный шлягер оставляет тягостное впечатление. К счастью, актерская бодрость берет свое, и на редкие музыкальные неудачи быстро перестаешь обращать внимание, — благо большая часть треков если не конвертируема в радиочарты, то, как минимум, пристойна и удобоварима. Для артистов, кстати, песнопение было одним из ключевых испытаний, так как поют в кадре все по большей части сами.
Однако главным гвоздем программы оказывается не ключевой состав телевизионного ситкома, разыгрывающий в кадре знакомые страсти «Заворотнюк-Жигунов» и «Смолкин-Прокофьева». И даже не фантастический по юмористической дозе балаган, устроенный ими в дореволюционном ДК. Нет, козырный туз «Шекспира» знаком каждому зрителю «Камеди Клаба» и имеет лицо неподражаемого Гарика Харламова. С первых же экранных секунд стэнд-ап комик завладевает кадром и затмевает собственным шутовством все, что имело несчастье оказаться с ним в одной мизансцене — от няни Вики до сценарных каламбуров. Кажется, что возжелай наши киношники экранизировать народный эпос о поручике Ржевском, в кастинге не возникнет необходимости — Харламовский гусар Егозей Фофанов разве что не искрится, превращая простенький фильм в непременный must see для всех и каждого.
Поэтому, если от агентурных перевоплощений теледивы у вас до сих пор першит в горле, а аляповатый плакат «Шекспира» доводит до обморока, отбросьте все сомнения: Егозей Феофанов компенсирует любые неудобства с лихвой.