Рецензия на «Беовульфа»

«Недетское кино»

Друг всех продюсеров Роберт Земекис очевидно владеет какими-то дополнительными знаниями, помимо режиссуры, потому что уговорить их на 150-миллионный бюджет после, мягко скажем, спорного «Полярного экспресса», да еще и для вторичной апробации той же технологии — это, знаете ли, надо быть человеком в высшей степени уникальным. Слишком, видимо, понравилась господину Земекису идея рассказывать сказки, на что он всегда был еще тот выдумщик, абсолютно сказочными средствами — зачем актеры, когда есть motion-capture, зачем выбирать места для съемок, да еще создавать для них кучу декораций, когда можно просто воспользоваться cgi-достижениями? Поэтому и «Беовульф» получился точь-в-точь сказка, разве что возрастной ценз у нее значительно выше — потоки крови, отрубленные конечности, сексуальный контент — и обмануть блюстителей нравов тем, что это, мол, ненастоящее не получится — выглядит как взаправду.

Другое дело, что совместная работа орды безымянных мастеров мышки и клавиатуры дает превосходный результат: картинка смотрится настолько красиво, местами даже слишком, что язык не поворачивается назвать ее естественной. Но, к этому вроде бы и не стремились — гипертрофированные мужи прыгают по всей трехмерной поверхности, ровно кузнечики, колют, рубят, режут — и только дело доходит до, так называемых, спокойных сцен, расхваленный в пресс-релизах и прочих пиар-агитках motion-capture, дает сбой. Персонажи награждены мимикой и жестикуляцией, словно взятой из компьютерных игр двухлетней давности, а подобных сцен, по самым скромным подсчетам, около половины фильма. Экшн, господа, конечно, дело благое, но не членовредительством одним живо киноповествование.

В этом случае совершенно непонятно, зачем (кроме как для статуса проекта) было звать Энтони Хопкинса, Джона Малковича, Робин Райт Пенн и прочих героев голливудского олимпа, чтобы они изображали из себя компьютерных болванчиков. Развернуться им негде, разве что король Хротгар, которого анимирует Хопкинс, пытается ссылаться на шекспировских безумцев, да Анжелина Жоли, выход которой уж совсем форменный «покажи мне сиськи», но это уже из другой, околокиношной категории. В остальных случаях внутренние переживания сводятся к крупному плану персонажа и странному выражению в глазах. Чего, впрочем, для сказки, которой и является «Беовульф», вполне достаточно. Другое дело, что сама история, почерпнутая из англо-саксонского мифотворчества, выглядит отчетливо неровной.

Нила Геймана и Роджера Эйвери новичками, и уж тем более непрофессионалами, назвать при всем желании нельзя, а между тем скрипт, которым они снабдили Земекиса, разгоняется в самом начале до безумных скоростей — страшно сказать, даже интригует, — но ближе к середине делает невыносимо скучную паузу и кое-как умудряется воспрянуть к финалу. Странно, что подобное получилось у такого звездного тандема. Зато вечный композитор Земекиса, Алан Сильвестри, маху не дал и написал пафосно-изящный саундтрек, в котором только кошмарные песни — видимо, для создания аутентичного антуража — отдают лубочностью.

Случай «Беовульфа» — классический пример палки о двух концах. Когда все силы и финансы брошены на создание визуальной части, сценарий и драматургия уже мало кого заботят, тем более Земекиса, так страстно увлеченного новыми технологиями. И с одной стороны это очень похвально — двигать технологический прогресс в киноиндустрию. С другой же, произведя нехитрые калькуляции бюджета и бокс-офиса, может закрасться подозрение, что следующий свой фильм Земекис будет снимать по старинке.


Все новости