Рецензия на фильм «Зачарованная»

«Десятое королевство»

Нет нужды в сотый раз повторять, что нехватка оригинальных сюжетов — главный бич современного мейнстрима. Из-за него мы досадливо морщимся, раз за разом глотая пилюли заезженных интриг и полишинельных твистов, благодаря ему из года в год смотрим фильмы с неизбежными числительными в названии. Куда подевалась драматургическая сноровка и кого благодарить за сценарное обнищание уже не важно, проблема насущнее — как выбраться из ямы вторичностей и получить к столу свежее блюдо. Впрочем, ситуация на идейном фоне хоть и смотрится постапокалиптическим ландшафтом, на деле отнюдь не безнадежна. Как чертики из коробки, из дюн мыслительного застоя нет-нет, да и выпрыгивает пара-другая вундеркиндов, прикладывающая буйную голову к опостылевшим штампам. И тогда в месте соприкосновения фантазии с клише рождается шедевр.

Наследники Диснея наверняка скрежетали зубами, наблюдая за издевательской бравадой Шрэка — первого, кто осмелился сделать сказку «не как у людей». Пионеры семейного кинематографа просто не могли оставаться безучастными к пляскам на костях классики и были обязаны дать ответный залп. Подходящее ядро отлил Билл Келли, сценарист «Взрыва из прошлого», успевший поупражняться в столкновении менталитетов. Получившийся снаряд оказался богатырской силы по воздействию, а полировка спецэффектами и блестящим лицедейством придала ему правильное кинематографическое ускорение.

Представьте себе, что вам нужна актриса, в которой соединяются нежность русалочки Ариэль, смелость красавицы Бэлль, наивность Белоснежки, красота принцессы Авроры из «Спящей красавицы», юмор алладиновской Жасмин и все умения Золушки. Кажется, что этом в мире такие существа не водятся, и пора запускать компьютер. Но тут на экране появляется Она — Эми Адамс, хрупкая девушка с огромными глазами, диснеевское чудо во плоти. Ах, эти ее движения рук, присущие рисованным принцессам! Ах, эти платья, пошитые из старых занавесок! Ах, эта наивная вера в «поцелуй любви», после которого она с принцем будет жить долго и счастливо! Не иначе, как при помощи волшебства Адамс умудрилась избежать фальшивых нот все сто с хвостиком минут.

Чудес не бывает, подумаете вы, рассудив, что невероятную кастинговую удачу компенсируют деревянные партнеры.

Как бы не так! Все те же слова применимы к Джеймсу Марсдену, изображающему принца Эдварда — напыщенного, слегка недалекого, и немножко глупого от любви. С юношеской пластикой и невыносимо красивым лицом, с пылом кидающийся в бой и так же мгновенно остывающий, Марсден — типичный выходец из анимационного зазеркалья. Конечно, мультяшки и раньше контактировали с людьми (вспомнить хотя бы «Кролика Роджера», «Мэри Поппинс» и «Луни Тьюнз»), но только создатели «Зачарованной» догадались, что придание реалистичности мультперсонажам станет выигрышной комбинацией. Оказавшись в современном Нью-Йорке, диснеевские герои оживают, но не теряют качеств, присущих их рисованной природе. Тимоти Сполл (Натаниэль) — типичный персонаж второго плана. Сьюзан Сарандон (Нарисса) — классическая злая королева. Даже попадающий в реальность бурундук ведет себя согласно уставу жанра осмысленно, но лишается дара речи по законам животного мира.

Да и реальные персонажи выглядят одушевленными архетипами действительности. Вот зашоренный юрист по бракоразводным делам с невезением в личной жизни. Вот его дочь, старательно оберегаемая от сказок, чтобы девочка не витала в облаках, которая ни разу не ходила по магазинам с мамой. Вот его невеста ни разу за пять лет не получавшая от него настоящих цветов. Совсем не детские проблемы для сказки! И в этом сила фильма, являющего собой редкий случай одновременного интересна как детской, так и взрослой публике. Отпрыски посмеются над злоключениями бурундука Пипа, мамы скажут: «Да, в наше время за мужиками надо лезть со шпагой наперевес», а папы поймут, как можно завоевать сердце настоящей принцессы.

А сколько в «Зачарованной» ссылок на другие работы студии! Знай, не моргай и успевай фиксировать бесчисленные реверансы краешком сознания! Впрочем, даже если вы не признаете в имени репортерши актрису Мэри Коста, озвучивавшую «Спящую красавицу», не заметите, что ресторан называется Bella Notte, как в «Леди и бродяге», и не обратите внимания на другие мелочи, рассыпанные по всей картине, то не беда. Вы точно поймете, что движения камеры во время бала реконструируют сцену из «Красавицы и чудовища», в сбегающихся на зов Жизель тараканах и крысах и слетающихся голубях признаете «Белоснежку» и скажете, что в финале «Спящей красавицы» королеву тоже ждала трансформация. Хотя и без этих деталей просмотр ленты не оставит равнодушным, ведь по большому счету, если с нее слегка сдуть романтическо-мультяшный флер, мы получим историю о девушке, пытающуюся найти себя. Диснеевцы прекрасно показали всему миру, что умеют не только снимать душераздирающие мультики о любви наследников престола, но и не чужды ироничной самопародии.

Добавьте к вышеописанному волшебные мелодии Алана Менкена, сочиняющего музыку к основным диснеевским шедеврам начиная с «Русалочки», потрясающий танец в Центральном парке, отравленные яблоки, оригинальный взгляд на историю Красной Шапочки и главное — не задавайтесь дурацкими вопросами типа «откуда она взяла себе туфли?» Это неважно. Перед нами — диснеевский мультфильм во плоти. А это значит, что «Зачарованная» просто обречена стать классикой, потому что как минимум одним из лучших фильмов года она точно стала. И если циничное хмыканье скептиков при взгляде на имена поучаствовавших в озвучке российских звезд заставляет червячка вашего сомнения подавать признаки жизни, немедленно давите в себе это чувство. Поп-бомонд отменно справился со своей задачей, чего, собственно, картина и заслуживала.


Все новости