«Между небом и землей»
Новый фильм режиссера Валерия Тодоровского, мастера тонких экзистенциально-социальных драм, по большей степени смущает, нежели шокирует. Тодоровский отходит от личных и собственных переживаний, переходя в другую весовую категорию — кинематографа зрительского, зрелищного, бюджетного, пытаясь на этот раз угодить всем и каждому. Впрочем, курьезы с «Тисками» начались еще на Кинотавре, когда журналист The Hollywood Reporter поинтересовался у Валерия Петровича, что же мешало написать сценарий так, чтобы фразы из пресс-релиза Госнаркоконтроля не выглядели откровенно вклеенными в реплики героев. На, что режиссер, разумеется, сильно обиделся, обвинив американского журналиста в плохом знании русского языка. После, отборочная комиссия Московского кинофестиваля не стала даже рассматривать эту картину в качестве возможной кандидатуры для международного конкурса ММКФ и отправилась на поиски других российских фильмов.
Определенное настроение и впрямь задает начальный титр «Тисков», информирующий, что картина снята при финансовой поддержке Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, но вопреки ожиданиям первый час картины, отказавшись от наглядных примеров, оказывается не только смотрибельным, но и увлекательным. Симпатичные герои, уморительно провинциальный клубный гламур, динамичное действие, резкий монтаж, харизматичный Бондарчук в образе наркодилера. Тодоровский, безусловно, умеет акцентировать внимание на образах и сценарных оборотах, которые не создают внутренний конфликт формы и содержания, но потом он неожиданно для зрителя теряется, а картина становится невыносимо затянутой, что в принципе даже не предсказуемо, а логично. Разумеется, режиссер не впадает в жанр назидательной социальной чернухи, когда все тяжко и беспросветно, наверняка анализируя конкретные неудачи Даррена Аранофски в «Реквиеме по мечте», но конкретные примеры с ежеминутными крупными планами синюшных запястий демонстрирует. Увиливая от одних условностей, Тодоровский совершает другие, еще более грубые и несусветные. Понимая, что о веществах лучше не говорить вообще или говорить, но очень-очень аккуратно, герои скомканными репликами пытаются отойти от конкретной тематики, воздвигая на первый план картины, криминальную разборку между принципиальной и честной милицией в лице актера Серебрякова и обаятельным, но инакомыслящим наркобароном Федором Бондарчуком. Наркотики вмиг оказываются двигателем вторичного боевика — «Города Бога» по форме, и «Отступников» по содержанию.
Собственно, когда педантичная режиссура создателя «Страны Глухих» и «Любовника» отказывается вкупе работать с грубой сценарной подделкой, «Тиски» и начинают неторопливо и нехотя двигаться против собственной воли. Тодоровский откровенно плавает в непростой тематике вместе с главным героем, который в определенный момент развития становится невыносимо правильным настолько, что его моральные диллемы становятся надуманными, а фильм насквозь фальшивым. Разумеется, проблема наркотиков в России актуальна, но решить ее возможно лишь правильным информированием о веществах. Что касаемо кино, куда интереснее смотреть глубже в проблематику, как таковую, ставя на повестке дня вопрос о том, почему употребляют, отказавшись от вторичных «где» и «что будет после».