Рецензия на фильм «Прощай, детка, прощай»

«Невидимые дети»

Бен Аффлек, будучи лауреатом киноакадемии за сценарий к картине Гаса Ван Сента «Умница Уилл Хантинг», все это время был известен широкому зрителю исключительно как актер, чье имя в каком-либо проекте предвещало несмотрибельность последнего. В 1993 году Аффлек снял короткометражку с витиеватым названием «Я убил свою жену-лесбиянку, подвесил ее на мясницком крюке и теперь у меня контракт на три картины с “Диснеем”» и его возвращения к режиссерскому креслу пришлось ждать почти пятнадцать лет. Настало время поздравить Аффлека, и на этот раз повод куда серьезнее, чем несостоявшаяся свадьба с Дженифер Лопез. Изначально неожиданная победа в Венеции, где Бен стал лучшим актером в «Смерти Супермена», а теперь и поразительной чистоты и педантичности картина, которая уже сейчас выглядит потенциальным фаворитом оскаровской гонки.

Сюжетно, фильм является экранизацией одноименного детективного романа Денниса Лихейна, наибольшую известность которому принесла книга «Таинственная река», перенесенная на экран Клинтом Иствудом. По форме, «Прощай, детка, прощай» изысканный неонуар в современном аду Дорчестере — дне, обители зла, проституции, педофилии, киднеппинга, плохих копов и наркотиков. Детективы Патрик и Аманда — эдакие сыщики, которым для вида не хватает лишь белых перчаток. 31-летний герой Кейси Аффлека, в принципе и сам ребенок, поступки которого вряд ли можно аргументировать жаждой справедливости, ибо он сам не понимает, что есть хорошо, а что плохо. В контексте непростого сюжета, «Прощай, детка, прощай» не поддается никакому пересказу в текстовом виде. В жестком детективном каркасе ежеминутно ютятся разгадки с сакраментальным «кто есть кто», а когда фильм неожиданно на первом часе кончается в одном жанре, возникает уверенная классическая драма о природе добра и зла, которые противоположны по своей сути, но в то же время совершенно неотделимы друг от друга. Зло в «Прощай, детка, прощай» переливается то в одну форму, то в другую, а в финале и вовсе приобретает неожиданно диллемную позу, где извечные понятия пересекаются и наверняка нейтрализуют друг друга.

Бен Аффлек, как режиссер, в первую очередь поражает своей абсолютной уверенностью знания темы. Он чрезвычайно сдержан, холоден, но лаконичен и, увиливая от классической утвердительной постановки ответа на поставленные вопросы, прыгает выше собственной головы. Впечатление от картины усиливается благодаря отличному актерскому ансамблю. Колоритный Морган Фримэн, играет каждый раз одну и ту же роль с подлинным рвением. Кейси Аффлек с Мишель Моннаган органичны и убедительны, как Малдер со Скалли в небезызвестных X-Files, а Эд Харрис, вовлеченный ранее в «Оправданную жестокость» Кроненберга вполне удачно мутирует внешне, и по игре в Дэнниса Хоппера. С удивлением смотришь на то, как режиссер, от которого не ожидали ничего внятного, резкими агрессивными мазками рисует сильную и крайне эмоциональную картину.

«Прощай, детка, прощай» — фильм, поднимающий непростую тематику педофилии и киднеппинга, всячески избегает классического вида назидательной, морализаторской и всезнающей картины. Бен Аффлек делает фильм абсолютно интимный в индивидуальности восприятия, и, что немаловажно, несмотря на свой прогнозируемый посыл картина говорит по делу куда больше и значительнее, чем от нее ожидалось.


Все новости