День выборов

«Свободное плавание»

О том, что фильм «День выборов» — киноверсия одноименного спектакля «Квартета И» знают уже все. Сценический блокбастер, четыре года подряд собирающий неизменные аншлаги, это для театрального мира событие. Конечно, с бродвейскими шоу масштаб не сопоставим: тут и мест в зале не больше пары сотен, и сам спектакль всего три-четыре раза в месяц идет, но если в качестве ориентира брать именно отечественные постановки, прецедентов не так, чтобы очень уж много. Понятное дело, что выход четверки лицедеев на экраны был вопросом времени, но не слишком ли скороспелой оказалась экранизация?

Попытки к покорению массовой аудитории «Квартет И» совершал неоднократно. Еще в самом начале декады по шестой кнопке безуспешно транслировался сериал «Деньги», выступавший приквелом «Дня радио», потом само «Радио» было отснято для выпуска на DVD, а параллельно по радиоволнам и на каком-то из дециметровых каналов Квартет вещал «Несерьезные новости». Что характерно, каждый из этих опытов наглядно демонстрировал несовместимость театра с кино-теле-радио стихией. Вроде, шутки шутились те же, что и на сцене, но впаянные в целлулоид они ни на йоту не передавали атмосферы творческого шабаша, бьющей фонтаном во время перформансов Квартета на подмостках.

«День выборов», созданный под губернаторскую гонку четыре года назад, отчаянно спешил оказаться в струе политической конъюнктуры со своей киношной реинкарнацией. Конечно, оказаться в нужном месте в нужное время — уже половина успеха, но только этой половиной дело и ограничилось. Купированная с оглядкой на власть пьеса (но по-другому то и быть не могло, верно?) растеряла смачные акценты, а оставшиеся краюхи в политическую сатиру так и не сложились. Превратившись в беззубое подобие самого себя, «День выборов» гастролирующим аншлагом прокатился по городам и весям, шумно погуляв и заменив провокационный трек «Путин и Христос» парой культовых, но откровенно лишних песен из «Дня радио».

Удивительно, но богатый на визуальные термины киноязык оказался не в состоянии передать экспрессии трех с половиной часов, проводимых в ДК им. Зуева напротив жестяных декораций. Приглашенные рокеры откровенно завалили отведенные им композиции, только убедив, что кроме Кортнева никто так хорошо его сочинения не исполнит. Не подкачал разве что Шнур, да и то лишь за счет абсолютного соответствия материала собственному имиджу. Сам Квартет свалился в так портившую их телепробы театральность, то и дело забывая о камере и срываясь на подчеркнутые интонации и размашистое жестикулирование, а режиссура если и имела место, то потерялась где-то между причалом с собачками в противогазах и управлением чапельного завода.

Нет, поклонники театра останутся стопроценто довольными, по сути, перед ними — новая редакция любимого спектакля. Но как быть тем, кто пришел посмотреть кино? Почему вместо потенциально яркой комедии мы вынуждены смотреть разворачивающуюся хронику репетиционного процесса, не прошедшую элементарный пост-продакшн и виртуозно избежавшую встречи с монтажным столом? Символично, что кассовое столкновение со стартовавшим в этот же уик-энд сиквелом «Боя с тенью» тоже имеет право именоваться Днем Зрительских Выборов. Но только выбор этот будет отнюдь не в пользу аполитичного заплыва.


Все новости