Рецензия на фильм «Королев»

Ракетных дел мастер

В СССР существовал расхожий штамп: «человек трудной судьбы». Учитывая реалии того времени, таким эпитетом можно было наградить кого угодно, а уж заставших «роковые сороковые», так просто обязательно. Ткни в любого - не промахнешься. Так и жила страна в 300 миллионов, и все в ней «люди трудной судьбы». Вот это было раздолье для киношников! О ком ни сними, получается драма.

А что теперь? Герои измельчали, страсти уступили место меркантильным расчетам - хочешь не хочешь, перестраивайся на исторический лад, ищи героев в прошлом. Что, и сделал пронзительный режиссер перестройки и певец «воров в законе» Юрий Кара. Причем искал не долго, а взял, да и вытащил на свет божий к 50-летию первого искусственного спутника земли творца космической эры человечества, конструктора и ученого, Сергея Павловича Королева. И ведь удачно вытащил!

Прежде всего, фильм вышел масштабным, что хорошо. Тем, кто не знает историю космонавтики, причём не советской, а вообще мировой, фильм будет только явно на пользу. Чего тут только нет: бесчеловечные сталинские лагеря, наушничанье, война, любовь, наука, космос. И всё показано ярко, доходчиво, с четкими акцентами – у хороших лица светлые-светлые, как у Антона Городецкого, а у «плохих» - темные-темные, как у Завулона. Всё-всё в фильме есть. И всего помногу. И вот в этом-то всё дело.

Чем отличается телесериал от полнометражного фильма? Скоростью. Но не скоростью изложения, она в отечественных телепостановках как раз неспешная. Скоростью съёмки. Снимать надо быстро и помногу. Наверное, поэтому костюмы на персонажах «мыльных опер» всегда новые и тщательно выглаженные (еще костюмеру отдавать), лица или пронзительно розовые (если герою хорошо) или восковые бледные (если герою плохо), а реплики произносятся тоном, которым учительница литературы читает школьникам «Полтаву» Пушкина. Вместе выходит глянцевая открытка, похожая на Рождество, так же, как фургон Кока-колы: вроде и цвета те, и борода из ваты, но не отпускает ощущение, что с тобой торгуются. Вот то же самое вышло и у Юрия Кары. Всё у него немного слишком, немного наотмашь, так, словно каждый эпизод для режиссера рекламный ролик. Впрочем, тем, кто помнит Луну в пол неба, и ослепительно-белый костюм героя Гафта из «Воров в законе», это будет не в новинку – именно так Кара и видит действительность - в виде комикса, набора слегка вульгарных картинок. Одна беда, жизнь не картинка. А Королёв реальный человек. И действительно трудной судьбы.

У режиссера одно оправдание – фильм снят по воспоминаниям дочери Королева Натальи. Девочка родителей почти не видела – то лагерь, то государственные испытания – и воспитывалась исключительно бабушкой. Ее роль исполняет Наталья Фатеева и это лучшая актерская работа в фильме. Наверное, маленькая Наташа так и ощущала происходящее, ведь дети впечатлительны. Но может тогда стоило сделать её главной героиней, и отказаться от несомненно душераздирающих, но уж слишком натуральных сцен пыток и издевательств в фильме?

Снимая биографический фильма о такой личности, любой режиссер окажется в тени картин уже снятых, а Королёв не из тех людей о которых молчала литература и советское кино. И фильм Юрия Кары это соперничество не выдерживает. «Укрощение огня» Даниила Храбровицкого, 1972 года с блистательным Кириллом Лавровым в роли Королёва, оказывается полотном куда более глубоким и рельефным. И вот что удивительно: о многом создатели фильма в 70-х сказать не могли, огромный кусок жизни оказался вне поля их зрения, из сценария выпали все самые драматичные страницы биографии гениального конструктора – но ты веришь! В каждый кадр, в каждую реплику. И как бы ни цензурировано было время, как бы ни довлела над режиссерами тяжелая пята советской пропаганды, правда - та самая, художественная, что была недосказана - выступала из кадров фильма, словно мирра из иконы.

А у Юрия Кары все чистенько. Стерильно. К юбилею и сообразно возрождению национальной гордости. Есть народные герои, которые мечтают и запускают в космос корабли. И есть злодеи, которые вроде как на шею этим героям свалились. Откуда? Бог весть. Но не из реальности. Просто они необходимы для сюжетной линии. Чтобы вышла драма.


Все новости