Английская писательница Джейн Остин в жизни была невзрачной дамой, уж никак не похожей на яркую красавицу Энн Хатауэй. Впрочем, как фильм, «Джейн Остин» не претендует на историческую справедливость. Это, скорее вольная зарисовка на тему «как закалялась Джейн». Поскольку в этом году историческими мелодрамами нас не баловали, девушки могут смело созывать своих подруг и идти на фильм Джулиана Джерролда, не забыв о том, что реальная жизнь Джейн хэппи-эндом не закончилась: она умерла в возрасте 41 года, так и не выйдя замуж. Так что платки строго обязательны.
В оригинале фильм называется Becoming Jane — «Становясь Джейн», что гораздо лучше отражает замысел создателей картины показать зарождение в молодой девушке желания писать книги о чувствах. Джейн в исполнении Хэтэуэй не смотрится беззаботной мечтательницей. Напротив, она упорно выписывает на бумаге слова, вырезает ножницами ненужные прилагательные и хочет славы пионерки готической литературы Энн Рэдклифф. «О чем хотите писать, деточка», устало спросит Джейн затворница Рэдклифф при личной встрече. «О любви», — выпаливает молодая писательница, признаваясь в незнании предмета. «Узнаете», — вздыхает Рэдклифф. «А коли нет — так на то вам и дано воображение». Так вот, воображения авторам «Джейн Остин» не занимать. Они предположили, что встреча с ирландским юристом Томом Лефроем, о которой реальная Остин мельком упоминала в письме к своей сестре, вылилась в роман. Благодаря этим отношениям, Джейн приступила к написанию «Разума и чувств», но, если верить историкам, с Лефроя был написан знаменитый мистер Дарси из «Гордости и предубеждения». Конечно, нам доподлинно неизвестно, что было на самом деле, но ведь мы с вами идем в кино не за правдой, не так ли?
Назначение на роль символа английской дамской литературы американской актрисы Энн Хэтэуэй, по степени наглости сравнимо с приглашением уроженки Техаса Рене Зелльвегер на роль англичанки Бриджит Джонс. Но тут надо отметить, что Хэтэуэй за время, прошедшее от съемок в «Дневниках принцессы», заметно подросла как актриса и уверенно играет свою Джейн, не теряясь на фоне своего экранного партнера Джеймса МакЭвоя. Шотландский актер стал известен после «Хроник Нарнии», и в роли Лефроя проходит убедительную трансформацию от беспечного циничного гуляки до романтически настроенного влюбленного. МакЭвой — актер, за которым нужно пристально следить: помимо симпатичной внешности к нему прилагается недюжинный талант. Согласитесь, не затеряться на фоне оскароносного Фореста Уитекера в «Последнем короле Шотландии», задачка не из легких. Скоро мы увидим Джеймса в картине Тимура Бекмамбетова «Особо опасен» и вот тогда уже можно будет сказать, куда пойдет его карьера — или он останется в малобюджетных драмах вроде «Пенелопы» или продвинется до голливудских блокбастеров. К паре Хэтэуэй-МакЭвой в «Джейн Остин» вообще не придраться — того, что называется «экранной химией» между актерами хоть отбавляй.
Многие фильмы, снятые о жизни выдающихся людей, являются своего рода тяжеловесами в мире кинематографа. И действительно, рассказать за два часа экранного времени историю жизни Александра Македонского, Ивана Грозного, Бетховена или Спартака, очень сложно. В этом плане «Джейн Остин» сиротливо стоит особняком на фоне своих грандиозных собратьев. Фильм получился легким, забавным и с небольшой горчинкой в финале. Основная проблема, с которой столкнется зритель при просмотре «Джейн Остин» — дежа вю. Потому что все это уже было. В экранизациях книг самой Остин. Ведь по большому счету, как бы не ценили ее произведения, романы английской писательницы стали первыми образцами женского чтива, что мы с вами сейчас зовем «чиклитом». И снимать тяжелую биографическую ленту о мытарствах дочери бедного священника было бы совсем неправильно. По крайней мере, не для этого писала свои романы Остин. Она хотела, чтобы в ее историях всегда был счастливый конец.