Гол, это такой спортивный термин. Определяется он как «ситуация, когда мяч целиком пересек линию ворот, расположенную между стойками и под (над) перекладиной, и при этом команда, забившая гол, не нарушила правила». То есть правила все же есть. Но ведь они зависят от того, в какую игру мы играем? А вот создатель сиквела «Гола» испанский режиссер Хауме Коллет-Серра, решил, что сможет снимать кино, делая это по правилам футбола.
Футбол получился. Кино не очень.
Культ, чего бы то ни было, очень благодатная вещь для художника. Половина работы за тебя уже как бы сделана: предмет находится в центре внимания. Осталось только покрасочней его представить, и шквал аплодисментов обеспечен автоматически. Поэтому мысль сделать главным героем фильма даже не футболиста, а целые команды, тем более, такие как «Ньюкасл Юнайтед» или «Реал Мадрид», не выглядит такой уж глупой. Если десятки миллионов людей во всем мире могут, не отрываясь смотреть за мечущимися по полю футболистами, то почему бы им не посмотреть на то, что эти самые футболисты делаю в перерывах между матчами?
А раз мысль неглупая, то она и была материализована (и довольно неплохо) в 2005 году Дэнни Кэнноном в картину «Гол», и имела такой успех, что от продолжения истории молодого футболиста Сантьяго продюсеров мог удержать разве что всемирный потоп. А поскольку потопы, хоть и изрядно участились, но по прежнему не носят «всемирного» характера, зритель и получил «Гол II».
На первый взгляд, новый фильм мало чем отличается от старого: очень много футбола, классных тачек, вечеринок, скачущих болельщиков и телерепортажей со стадиона – то есть всего того, чем, по мнению большинства, наполнена жизнь «рядовой» футбольной звезды. Все это показано с кинематографической точки зрения динамично и профессионально. Так что же? Гол в ворота зрителям? Да нет, скорее уж досадная «штанга». Розыгрыш был верным, не хватило победного удара.
Станиславский любил повторять, что пружиной любого действия является конфликт. Разве в футболе нет конфликта? Разве эта игра похожа на вязание, или шашки в клубе пенсионеров? Разве тот азарт, который сопровождает футбольные состязания мирового уровня, не достоин шекспировских страстей? В том-то и дело что достоин, вот только «Шекспира» на подхвате не оказалось.
Сюжетная канва фильма начисто лишена какого-либо конфликта и напряжения. Сюжета как бы вообще нет. Есть очень много настоящих футбольных звезд в кадре, таких как Зидан и Бэкхэм, реальные кадры с реальных матчей, светские тусовки, восторженные вопли толп на стадионах… И все. Футбол существует на экране вроде как сам по себе. И игра в него, это вроде такое приятное ненапрягающее занятие, которое под силу любому пареньку с улицы. Ни тебе многочасовых тренировок, ни сложностей по подбору команды, ни трудностей личных взаимоотношений. Одним словом, все что угодно, только не работа.
Какая судьба ждет начинающую «звезду»? О, по мнению создателей фильма, более чем тяжелая. Ему предстоит купить дорогую квартиру, обставить ее (боже какой адский труд!), выбрать себе крутую тачку, (желательно Lamborghini), сделать стильный ремонт (вааще неподъемно!), и каждый день тусоваться где-то с девочками, бассейнами, выпивкой... Да, чуть не забыли – с трудом укорачиваясь от вездесущих папарацци…
Все бы ничего, но надо еще и в футбол играть!
Понятно, что при таком раскладе, следить за тем, что происходит с главным героем откровенно скучно – с ним не происходит ничего. Он слишком редко играет в футбол, что бы это интересовало футбольных фанатов, а подробности его личной жизни столь беспомощны, что не заинтересуют даже любителей «Дома-2». Смотреть на душевные терзания владельца автомобиля, которому до космического корабля, остался один шаг, и этот шаг сделан (просто водитель не дочитал инструкцию), так же смешно, как видеть метания Ксении Собчак между бриллиантами и изумрудами. А уж, когда невеста главного героя, обнаружив фото последнего в обнимку с красоткой в бульварной прессе, разражается слезливой истерикой, не тянущей даже на первый тур в провинциальном «кульке», зритель начинает думать – не комедию ли ему подсунули?
Апофеозом доморощенной «драматургии» фильма становится признание одного из приятелей героя, тоже игрока команды «Реал», в своей нетрадиционной сексуальной ориентации. По замыслу режиссера, это очевидно враз, должно было поставить ленту в ряд мировых шедевров. Привет, «Горбатая гора», и номинация в Канне!
Из актеров можно отметить разве только стоически промолчавшего весь фильм Рутгера Хауэра. Сложно сказать, любит ли он футбол, но, судя по всему смог бы сыграть и телефонную книгу.
Думается, что зритель хотел заглянуть за кулисы большого футбола, хотел увидеть, как вершатся судьбы Лиги чемпионов, как работают игроки экстра класса, как рождаются новые приемы и оттачивается тактика великих команд. А вместо этого ему подсунули ярмарочные декорации и иллюстрации со страниц глянцевых изданий. Режиссер слишком увлекся идеей снять «всамаделишнее кино», а вот о футболе как раз подзабыл.
Вообще, кино бывает серьезным, жанровым и «про…». Альпинистов, виндсерферов, скейтбордистов, таксистов, парашютистов, танцоров и гонщиков. Нужное вставить. И если первые два жанра рассчитаны на любителей кино, то фильмы «про…» к кино, как правило, не имеют никакого отношения. Впрочем, искать смысл в фильме про футбол так же бессмысленно как в футбольных правилах. Не потому что его там нет, наоборот – он есть. Но очень простой. Надо забить гол в ворота соперника. Если забил, то победил. Но при чем тут кино?