Рецензия на фильм «Мой фюрер, или самая правдивая правда об Адольфе Гитлере»

Что содержится в шутке

Наша цивилизация очень странная штука – мы меряем степень раскованности индивидуума спектром его юмора. Ну, в том смысле, что чем меньше для него есть запретных тем, тем человек якобы свободнее. Как будто проблема личной свободы лежит исключительно в плоскости рамок приличия. Но если все же рассматривать вопрос с этой позиции, то немецкий режиссер еврейско-швейцарского происхождения Дани Леви самый раскованный режиссер в мире. Он снял комедию, практически про Холокост. С чем его, наверное, и стоит поздравить.

И в этих поздравлениях мы будем не одиноки: не успел фильм Леви «Мой фюрер, или самая правдивая правда об Адольфе Гитлере» выйти на экраны, как Центральный совет евреев Германии подверг комедию самой жесточайшей критике. По мнению вице-президента совета Дитера Граумана, комедия Леви «приуменьшает негативную роль Гитлера и замалчивает множество вещей, о которых нельзя не упоминать». А многочисленные кинокритики страны «проигравшего нацизма» вообще нарекли фильм Леви безвкусицей.

Вообще-то, эти обвинения справедливы только отчасти. Во-первых, Леви и не собирался показывать никаких вещей, «о которых нельзя не упоминать». И показывать «негативную роль Гитлера» он тоже не собирался. Он собирался, всего лишь, над фюрером Третьего рейха немного «поржать». Но вот насчет «безвкусицы» боюсь критики, в чем-то, правы…

Сюжет фильма в равной степени и изящен и груб одновременно. Грубость в том, что Гитлер в нем представлен маразматиком впавшим в детство, и вместо положения на фронтах 44 года, озабочен обучением своей любимой овчарки Блонди нацистскому приветствию. Войну он «ведет» в основном в ванне, с помощью игрушечного линкора. Под стать ему и все соратники от Геббельса, до фельдфебеля ставки включительно. Вообще вся машина Рейха, по мнению Леви, в 44 году, больше напоминала дом престарелых. Это смешно, не спорю. Но ровно до того момента, пока не вспоминаешь наступление в Арденнах, и нацистские подводные лодки в Атлантике, топившие союзные суда еще некоторое время после конца войны. Слабо походит на игрушечный флот, правда?

Впрочем, есть у сюжета и сильная сторона. Потерявшему голос и остатки разума фюреру, Геббельс находит учителя риторики и психотерапевта в одном лице – ученого эрудированного… еврея. Профессора. Изъятого прямиком из концлагеря. Поначалу, тот хочет убить Адольфа пресс-папье, но со временем проникается проблемами больного разбитого человека. Да и Гитлер уже не может прожить без своего любимого «еврейчика». Наступает идиллия, закончившаяся правда в конце фильма грандиозным взрывом.

Подобная вольная интерпретация исторических персон в комедии вполне допустима. Тем более что актерская игра в фильме достаточно сильная – роль Гитлера исполняет популярный немецкий музыкант и комик Хельге Шнайдер, забравшийся в 1993 году на вершину немецких чартов с песенкой «Кошачий туалет» (Katzeklo), и автор саундтрека к фильму «Маленький засранец и старый пердун: смерть сосет». Впрочем, образ получившийся у него, вполне отвечает названию последний песни – все фильме несколько нарочито и «слишком» и напоминает номера кабаре из одноименного фильма Фасбиндера: толстые зады, отвратные рожи, тупые диалоги.

Вывод один – Леви перешел грань. Ему казалось, что он сможет удержаться, что ему удастся пройти по самой кромке, но… Разогнавшись, и набрав приличное ускорение сарказма, режиссер не заметил как проскочил все что мог. И рамки вкуса, и явно неподходящие для гомерического смеха темы, и представления зрителей о приличии. Леви далеко не первый, кто решил, посмеется над вождем немецкого нацизма, задолго до него, то же самое сделал Чарли Чаплин в своей комедии «Великий диктатор». Вот только одна небольшая деталь: Чаплин сделал это в 1940 году, когда трагедия только разгоралась, и был шанс остановить мировую катастрофу. Великий комик, старался высмеять диктатора, чтобы его остановить. Леви выменивает, чтобы забыть.

Есть у этой истории еще одна сторона: хорош ли фильм, или плох, это все-таки всего лишь фильм. К нему можно по-разному относиться, но вряд ли он достоин столь бурной реакции, какая ему досталась со стороны еврейского сообщества Германии. Цель, которую поставил перед собой режиссер, безусловно, благородная и достойная уважения: он решил нивелировать весь этот кошмар времен Второй Мировой, и расправится с призраком Холокоста, который вот уже более полувека не отпускает евреев, не давая им заняться вещами более насущными – нормализацией своих отношений с арабами, будущим государства Израиль на Ближнем востоке. Говорят, смеясь, мы расстаемся со своим прошлым. Что собственно режиссер и попытался сделать. Главный посыл фильма Леви – мы пережили это, мы это уже победили.

Но получается, что далеко не все евреи в мире готовы расстаться со своим прошлым. А это, как минимум, невежливо. Глядишь, оно еще и вернется. Что бы попрощаться лично.


Все новости