«Красивая месть»
Триквел «Одиннадцати друзей» наводит на мысль, что на смену некогда популярному сериалу «Друзья» может сегодня придти сериал «Друзья Оушена». Предваряющие название цифры – 11, 12, 13 – не ограничены, в сущности, ничем, кроме фантазии сценаристов: друзей может быть сколько угодно, и ничто не мешает Содербергу прибавлять по единичке не раз в три года, как это сейчас происходит, а чаще. Причем до тех пор, пока звездный состав этого жульнического экшна не обзаведется клюшками и не сменит амплуа на мудрых отцов семейства. На достоинства художественного фильма «Оушен» не претендует, и триквел это только подтверждает. В каком-то смысле, случай исключительный: у картины мощнейший кастинг, а играет на экране один Аль Пачино. Клуни как всегда лучезарно улыбается, Питт по-хулигански прикусывает язык, Дэймон примеряет смешной муляжный нос. И все это страшно мило. Но в историю точно не войдет.
Искрометности и игры ума в «Тринадцати друзьях», пожалуй, меньше, чем в первой части, зато сюжет выстроен четче, чем во второй. А уж о сравнении с теми «Одиннадцатью друзьями», в которых снялся Синатра и на которые Содербрг изначально делал римейк, нет и речи. Кому охота вспоминать такую древность, когда можно ограничиться двумя предыдущими частями. Джулию Робертс в триквиле сменила 53-летня Эллен Баркин, исполняющая озверевшую «правую руку» главного врага. Под действием феромонов она вешается на Деймона, которому наконец-то доверили серьезное задание. Но это серьезное задание – лишь часть масштабного предприятия, цель которого на этот раз благородна: отомстить Уилли Бэнку за то, что он разбил сердце одному из друзей, Рубену. Если в предыдущей серии потребовалось ни больше ни меньше, чем поднять дом, то в новом фильме осуществление плана проходит под лозунгом «Выбирай стихийное бедствие!» Друзья останавливают свой выбор на землетрясении, в результате чего огромных размеров бур, который прокладывал тоннель под Ла-Маншем, перемещается под супер-современную вражескую гостиницу «Банк». Стоит ли сомневаться, что Банк будет ограблен. Или сорван, что в контексте казино, которое обчищают Дэнни Оушен и компания, звучит вернее.
Если художественная ценность фильма оказывается под вопросом (что печально, учитывая умение Содерберга снимать время от времени нечто очень авторское), то развлекательная составляющая – на высоте. Гвоздь программы – сбрендевшее казино, в котором автоматы вдруг начинают засыпать игроков призовыми жетонами, кости – складываться в нужные комбинации, а шарик в рулетке – падать на нужное число. Сообщники сопровождают подмену игральных принадлежностей (на такие же, но с магнитиками) очаровательными ремарками, типа «у нас новые кости», «у нас новый шарик». После этого в фильме окончательно берет верх творческий беспорядок, и наблюдать за этим – одно удовольствие.
Несколько раз в «Тринадцати друзьях» неожиданно звучат ностальгические мотивы. Между Дэнни и Расти происходит разговор в духе последних «Пиратов»: «Мир стал меньше – Мир такой же, как и был, стало меньше содержимого». Главари веселой банды вспоминают, какими были отели двадцать лет назад, и чувствуют себя, судя по всему, «аналоговыми устройствами в цифровом мире». (А вот кем они себя чувствуют, пока смотрят шоу Опры Уинфри, - это вопрос, ради ответа на который уже стоит идти в кино). Во всяком случае, на изворотливости и чувстве юмора банды Оушена минуты слабости никак не сказываются. Они все равно выпотрошат несчастную гостиницу, оставив от нее разве что бетонный каркас. Восстановят справедливость. Подложат свинью фальшивому напарнику. И расстанутся в аэропорту со своим фирменным «увидимся – когда увидимся». Наверное, фильм не должен нести на себе отпечаток сериала. А все равно хотелось бы еще с ними увидеться.