«Ах, наконец достигли мы ворот Мадрита!»
«Капитан Алатристе» - талантливая экранизация серии романов Артуро Переса-Реверте, посвященных Алатристе. Действие разворачивается в Испании первой половины XVII века, во времена правления Филиппа Четвертого, когда величие могущественной державы начинает клониться к закату. В эту эпоху и выпадает сражаться в испанских войсках капитану Алатристе. Фильм охватывает около двадцати лет жизни героя и включает в себя ряд подвигов, совершенных капитаном. За эти двадцать лет Алатристе успевает отвоевать свое в чужих землях, попасть в опалу в Мадриде, перехватить корабль с украденным золотом и вернуть его королю, вызволить с галер своего воспитанника Иньиго, потерять любимую женщину и снова оказаться на фронте. На этот раз – не победителем, а побежденным, но таким же гордым, как и был.
В исполнении Вигго Мортенсена, Алатристе предстает перед нами усталым циничным воякой. Мортенсен наделяет своего героя противоречивыми чертами, но тем вернее вызывает большую зрительскую симпатию. Если в начале за ним следишь недоверчиво, ожидая где-то подвоха, то к концу первого часа начинаешь испытывать самые теплые чувства к седеющим усам капитана, его усталой ухмылке и даже к его пыльным сапогам, в которых Алатристе не стыдно показываться при дворе. Мортенсен, безусловно, выступает центром всей той многосложной композиции, которую Августину Янесу пришлось выстраивать на материале ревертовских книг. Но и остальные актеры оказались на высоте, в результате чего ни один эпизод нельзя назвать слабым. Великолепный по остроте и изяществу образ, как всегда, создал Хавьер Камара. Его граф Олеварес воплощает чуть ли не архетип гениального жесткого правителя, который уже не может справиться с жаждой расширять и расширять свою империю. Обе актрисы – Елена Анайя, исполняющая Анхелику, и Ариадна Хиль в роли Марии де Кастро, соткали сложные характеры испанских красавиц, которые могут одарить жарким поцелуем, но у которых где-то рядом всегда припрятан кинжал.
Августин Янес своим «Капитаном» словно вдыхает новую жизнь в жанр «плаща и шпаги», и подходит к решению этой задачи с максимальной серьезностью и тщанием. Результат не исчерпывает себя прекрасными сценами поединков, которые постоянно разворачиваются при участии Алатристе и его воспитанника. Янес демонстрирует еще и большое художественное мастерство: некоторые кадры волшебным образом превращаются в картины (замечательный эпизод со «Взятием Бреды»), некоторые – тонко стилизованы под живопись. Ариадна Хиль, облаченная в королевские наряды, с развивающимися рыжими волосами – уже сама по себе произведение искусства - испанский, более темпераментный вариант Кейт Бланшетт в «Елизавете» Капура.
При всех блестящих достоинствах фильма, довольно заметным недостатком приходится назвать дробность сценария, из-за которой некоторые логические связи остаются либо едва намечены, либо вовсе не ясны. Неизбежный результат стремления уместить все пять романов об Алатристе в один фильм. Единственное, чего не достает «Капитану», чтобы бесповоротно завладеть вниманием зрителя, - это связного, плотного сюжета, который бы затягивал и не отпускал ни на минуту. Но – чего нет, того нет. Из-за этого роскошное, в целом, полотно несет на себе печать эскиза. Между тем, Артуро Перес-Реверте одобрил сценарий Янеса, и думается, у него было для этого достаточно оснований. Пропуская логические звенья, стремясь охватить обширный временной промежуток и все переплетения взаимоотношений героев, Янес не теряет главного – эпического духа повествования. Его фильм, длинный и немного нескладный, словно повторяет жизнь главного героя – тоже длинную, полную побед и неудач, в которой неизменным было только одно – неискоренимое чувство собственного достоинства.