Рецензия на фильм «Призраки Гойи»

«Портрет эпохи»

Вопреки названию, в новом фильме Формана мало призрачного. Яркие краски, монументальные декорации и тяжеловесная прямота авторской идеи – все это лишает «Призраков» какой бы то ни было связи с потусторонним миром. Картины Гойи фигурируют здесь в качестве факультативного художественного средства и служат цели придать большую объемность смутной эпохе. Пространство творческих фантазий художника, его почти мистических откровений, остается не освоенным ни на пядь. Гойя в фильме – удобный персонаж для выражения позиции режиссера: позиции скорбящего наблюдателя. Время идет, меняются властители, эпохи, идеологии. Течение истории выбирает новое русло, не заботясь о судьбах отдельных людей, которых уносит потоком и погребает на дне. Что может художник? Лишь наблюдать, горестно качая головой, и фиксировать с максимальной точностью все происходящее. Как если бы он был лишь историком, отказавшимся от объективности.

Что касается режиссера, то он от объективности не отказывается, а напротив, плавно к ней приходит. В «Призраках Гойи» мы можем наблюдать странный синтез между отголосками нонконформизма прежнего Формана и исторической беспристрастностью Формана нового, который снимает свой фильм после семилетнего перерыва. С одной стороны, режиссер остается верен себе. Достаточно одного взгляда на его инквизиторов, и с их демонически-мрачными физиономиями и нелепыми обвинениями, чтобы понять, как Форман ненавидит безмозглую систему, ломающую жизни людей. Не меньше, чем 30 лет назад, когда в его фильме МакМерфи остервенело душил медицинскую сестру. Но чем больше проходит экранного времени «Призраков», тем тише звучит голос обвинителя. Система рушится под натиском другой системы, мир по-прежнему полон лжи и насилия, и потерянного не вернуть: полубезумная старуха Инесс уже никогда не станет прежней красавицей. С этим остается только смириться. Что же остается в сухом остатке? Скучный вывод о том, что история – явление сложное: есть в ней место жестокости, есть место и справедливости, и все идет своим чередом. Едва ли это станет самым неожиданным открытием в жизни любого зрителя.

«Призраки Гойи» предстают картиной масштабной, визуально богатой, стройно выстроенной, но при этом – довольно бедной в эмоциональном плане. Виной тому – отсутствие протагониста. Ведущие персонажи фильма – Гойя, Инесс, Лоренцо – то выходят на первый план, то, в прямом смысле, уходят в тень: исчезают из страны или теряются в подземелье. Их можно назвать главными героями, но в то же время их роли ни на минуту не перестают быть эпизодическими. Такой уж ракурс выбрал режиссер: история, показанная в фильме – всего лишь мимолетный эпизод Истории. Может быть, из-за этого менее эффектной выглядит актерская игра, хотя и Портман, и особенно Бардем работают на высоком уровне.

Режиссер мастерски разрабатывает в своей картине проблему личности и истории, сплетая судьбы своих героев с судьбой Испании рубежа XVIII-XIX веков. Здесь Форман по-прежнему далек от тривиальности: вопрос не сводит к влиянию исторических перемен на конкретного человека. Люди рассмотрены в фильме как молекулы истории, как ее составные части, движущая сила и одновременно зеркало. Гойя запечатлевает своих современников на картинах. Время меняется, картины остаются. А их персонажи становятся призраками, печальными видениями перед глазами оглохшего художника. Трагическая связь между тенями, которые когда-то были людьми, и фигурой Гойи отчетливее всего чувствуется в последнем эпизоде фильма. Маленькая похоронная процессия, состоящая из повозки с телом казненного и пляшущих вокруг детей, идет по пустой средневековой улочке. Завершает шествие одинокая фигура художника. Все это, совершенно неожиданно, больше напоминает финал бергмановской «Седьмой печати», чем сцену похорон из «Амадея» самого Формана.


Все новости