Рецензия на фильм «Экватор»

Мы были первыми, кто окрестил «Экватор» неофициальным римейком «Операции “Дамбо”», мы станем первыми, кто публично откажется от этих слов. Общего у этих комедий только одно – Африка, а пресловутый слон мелькает на экране не больше пары минут. Куда точнее будет параллель с давним ботсванским циклом «Боги, должно быть, сошли с ума», в котором первобытный бушмен впервые сталкивался с современной цивилизацией. В случае «Экватора» авторы оттолкнулись от обратной предпосылки и бросили уже испорченных кокаколой и телевидением героев с первобытно-общинным строем. Получилось не менее уморительно, но с одной серьезной оговоркой.

Ульяне Шилкиной крепко досталось за «Золотого теленка», и достанется еще. При всей прелести заложенного потенциала, «Экватор» вышел смешной, но узкоспецифичной комедией, бьющей мимо основной зрительской массы. Причины лежат на поверхности: составляющие большую часть мувигоэров студенты держатся за отсрочку, как за юбку матери, а великовозрастные выпускники косят от армии, кто во что горазд. И получается, что диалог с такой аудиторией заранее обречен на неудачу – как объяснить в глаза не видавшему портянку юнцу взводную субординацию и законы жизни в хаки, не имеющие ничего общего с гражданкой?

Тут, конечно, можно возразить и ответить, что современные СМИ достаточно живописно рисуют картину отбывания воинской повинности и ужасов дедовщины. Но проблема-то как раз в том, что зритель, не прошедший такую школу жизни лично, воспринимает выводящихся на экране подвыпивших прапорщиков, нелепые приказы и загоны старослужащих исключительно однобоко – городским фольклором, отработанным сотни раз в десятках комедий. Никогда не задумывались, почему среди братвы так популярен претящий нормальному человеку шансон? Да просто музыка совпадает с их реалиями и понятиями, играя в такт происходящему. То же самое и с любой армейской комедией, разворачивайся ее действие хоть в Африке, хоть в Москве, хоть в Сибири: нужно быть настроенным на ту же волну – отслужить, пережить и демобилизоваться.

И этот момент поднимает куда более серьезную проблему – жанровый цейтнот. С переходом кинорынка на мировые лекала, сам собой возник дефицит молодежных комедий, прежде в России не снимавшихся. И оказалось, что за минувшие с премьеры «Ночного Дозора» годы ровным счетом ничего не изменилось. У нас просто не снимается фильмов, отвечающих универсальности жанра. Абсолютно каждая комедия забирает в сторону, не удовлетворяя зрительский голод. Судите сами: «Хоттабыч» – Интернет-комедия (вы только в определение вдумайтесь!), «Даже не думай!» – пародийная, «Неваляшка» – спортивная, «Никто не знает про Sex» – эротическая (да-да, демонстрация обнаженной натуры вовсе не ключевой критерий – достаточно общего настроения). Были еще «Сматывай удочки!», но это вообще за гранью добра и зла. Пожалуй, только «Питер FM» сумел соблюсти баланс, да и он куда ближе к мелодраме, а «Любовь-морковь» с «От 180 и выше» молодежными уже не назовешь.

Вот и получается, что при колоссальном спросе напрочь отсутствует предложение. И когда публика, с надеждой бросающаяся на очередные полтора часа смешного, снова получает кино профилированное, рождаются ненужные обиды и огорчения. Так что, вы нам дайте того, что мы хотим, а мы уж заплатим – не заржавеет!


Все новости