«В каморке, что за актовым залом…»
«Скандальный дневник» – неожиданная и яркая картина, поражающая, прежде всего, нетривиальным сюжетом и сильной актерской игрой. С одной стороны, классическая драма: яркие характеры, конфликт взаимоотношений, глубины страсти. С другой стороны – психологический эксперимент, отдаленно напоминающий «Пианистку», не то сюжетными поворотами, не то общей направленностью за грани привычного и дозволенного. Фильм очень спорный, но тем интереснее.
Одинокая старая учительница с лесбийскими наклонностями, чья стервозность явно граничит с помешательством. Дерзкий школьник, который ухаживает за своей учительницей красивее и, главное, настойчивее любого мужчины. А посередине «издерганная благообразная мамочка», которая всю жизнь была правильной и вдруг решила испортиться. Все это можно было бы назвать бредом… Если бы только сценарий написал не Патрик Марбер. Даже самый несообразный, на первый взгляд, сюжет под его пером превращается в роскошную драму, вроде «Близости», где герои чувствуют так остро и так искренне, что обвинения в надуманности становится некому предъявлять.
Кейт Бланшетт в «Дневнике» – учительница рисования и просто эльф (и гораздо больше похожа на эльфа, чем во «Властелине колец»). Шеба, героиня Бланшетт, улыбается так, словно у нее во рту много солнца. В ее гардеробе царит творческий беспорядок, она любит потанцевать после обеда с мужем и детьми, а потом – пооткровенничать в своей мастерской с новой подругой, пока дождь будет барабанить в окна, подчеркивая интимность обстановки. А ее новая подруга Барбара – суровая старуха, положившая на Шебу глаз, которая по вечерам курит, лежа в ванне, и размышляет об одиночестве: оно сочится капля за каплей и никогда не кончается. Пока Шеба занимается любовью со своим учеником, на мокрой траве, под шум идущего мимо поезда (и музыку Гласса), Барбара вклеивает в дневник золотые звездочки и зарывает в сырую землю труп любимой кошки. Джуди Денч, которая всегда великолепно играет властных и обаятельных пожилых леди, на этот раз лишила свою героиню всякого обаяния. От ее Барбары, чьи гримасы, жесты и интонации несут явный налет психического нездоровья, мороз продирает по коже. Бланшетт и Денч в «Скандальном дневнике» выглядят так, словно их создавали разные боги. Одна – воплощенное обаяние, вдохновение и красота. Другая – расчетливость, голод и злость. Обе актрисы получили за игру в этом фильме по номинации на Оскар. А с ними и сценарист, без которого им нечего было бы играть.
Зернышко скандала, как показывает в своем фильме Ричард Айр, скрывается в любом нюансе частной жизни человека. Стоит этому нюансу придать огласку – как раз получится скандал. Формально шумиха в фильме разводится вокруг аморального романа учительницы и ученика, о котором внезапно узнают в школе. Ну а неформально, почти любая подробность личной жизни героев подразумевает секретность и скандальность одновременно. Муж Шебы годится ей в отцы, а сын страдает синдромом Дауна. Толстушка-учительница из школы посреди фильма оказывается беременна (ничего не значащая деталь, просто добавляющая пикантности и без того острому блюду). Суровая Барбара настолько изголодалась по любви, что в транспорте млеет от случайного прикосновения контролера… «Скандальный дневник» – это и есть собственно дневник, который оставили раскрытым лежать перед зрителями. Он полон странных историй и стыдных фактов биографии. Но есть в нем какая-то притягательная красота и близость.