«Человек в футляре»
«Ложное искушение» (в оригинале «Добрый пастырь») – громоздкий и длинный фильм, разобраться в котором так же не просто, как раскрыть шпионский заговор, если только вы не агент ЦРУ. По поводу «Искушения» в Интернете уже полно откликов, суть которых сводится к одному: «страшное занудство». Такая реакция понятна: обрывочны и запутаны сюжетные линии, молчалив и несимпатичен главный герой, почти так же молчалив и не склонен давать объяснения режиссер. Приходится неослабно напрягать внимание, чтобы уловить логику, в которой на экране сменяют друг друга события, даты и персонажи. А в ответ на все недоуменные вопросы вместо подсказок и намеков получать глухое молчание человека, который привык никому не доверять. Не смотря на это, «Ложное искушение» – картина мощная и стоящая просмотра. Какой бы скверный характер не являло новое детище Де Ниро, оно явно создавалось с умом и азартом. И будет ошибкой этого не оценить.
Сложная композиция, заставляющая зрителя то и дело переноситься из 1961 года в 1939, а оттуда – в 1946, вовсе не является слабой стороной фильма. Атмосфера зарождающегося ЦРУ (а как раз на ней концентрирует внимание Де Ниро) отлично передается этими скачками во времени, недоговорками и неразгаданными шифрами. Однако дело не только в атмосфере. Уже в первых кадрах, когда Уилсон в пальто и шляпе механической походкой проходит по коридору, можно понять, что внутренний мир главного героя зеркален внешнему. Де Ниро поднимает в своей картине замечательный по своей глубине вопрос: бездушная машина OSS (в будущем ЦРУ) раздавила человека и сделала из него такую же машину или человек сам породил бездушную машину OSS? Ответа на этот вопрос получить нельзя: это змея, пожирающая сама себя. ЦРУ – и есть Эдвард Уилсон, невозмутимый и мрачный агент, готовый идти на предательства и убийства без малейших угрызений совести, подчиняясь логике какого-то жестокого долга. А Эдвард Уилсон – это и есть ЦРУ, которое диктует своим агентам жестокие правила игры и каждого толкает на путь суровой самоизоляции от внешнего мира.
Игра Мэтта Дэймона в «Ложном искушении» – выше всех похвал. Сначала его герой предстает замкнутым юнцом, который руководствуясь доводами рассудка и старого генерала Салливана (Роберт Де Ниро) выбирает свой дальнейший жизненный путь и становится разведчиком. Но уже здесь, на фоне старого генерала, который с искренностью умирающего заявляет: «Мне не протянуть и года. Я люблю Америку», Уилсон смотрится равнодушно, холодно, цинично. Чем дальше, тем больше будет в нем этой жутковатой прохладцы по отношению ко всему окружающему, которая поможет ему всегда действовать точно и безошибочно. В то же время, отчаянно одинокий в своем мире, он будет вызывать в зрителе оторопь и жалость, сродни той, что испытываешь к герою Рассела Кроу в «Играх разума». Единственное хобби Уилсона, и одновременно – чуть ли не единственная его связь с сыном, – кораблики в склянках. Маленькая лодка со сложенными парусами пинцетом запускается в узкое горлышко бутылки, и там паруса раскрываются: миниатюрный корабль навсегда остается за стеклянными стенками, и ничто не в силах его оттуда извлечь. Точно так же как самого Уилсона из его футляра. Дэймон, как ни трудно было этого ожидать от бывшего Борна, в «Ложном искушении» играет персонажа Кафки, перекочевавшего в «Бесов» Достоевского: скованные неживые движения, одна и та же унылая гримаса на лице, полное отсутствие стыда и подозрительная покладистость, не приносящая в результате ничего кроме боли. Жертвой «гениальной посредственности», чуждой жалости и любви, становится жена Уилсона в исполнении прекрасной Жоли, которая на протяжении фильма успевает увянуть как тропический цветок. Любовная линия (если можно так выразиться, учитывая неспособность главного героя к подобным чувствам) показана в фильме схематично. Но достаточно ясно выражает жестокий абсурд столкновения жизни с бессердечными механизмами.
«Добрый пастырь» получил в Берлине «Серебряного медведя» за лучший актерский ансамбль, и думается, вполне справедливо. Однако не только отличной актерской игрой отличается этот фильм, но и яркой операторской работой (оператор – Роберт Ричардсон, работавший с Тарантино, Скорсезе и Стоуном), размахом поднятых тем. После «Бронкской истории», первого режиссерского опыта Де Ниро, «Ложное искушение» выглядит очень зрелым и мудрым фильмом. Американский зритель картину по достоинству не оценил: «Искушение» в Штатах даже близко не подошло к тому, чтобы окупить бюджет в $110 млн. А все потому, что Де Ниро в «Ложном искушении» поступил почти так же, как когда-то в фильме «Ронин»: на сакраментальный вопрос «что было в чемодане» хитро прищурился и ответил: «Я забыл». Трудно рассчитывать на то, что в России посетители кинотеатров окажутся к «Искушению» более благосклонны. Хотя для тех, кто понимает, выход нового фильма Де Ниро на экраны – отличный подарок к 23 февраля и повод хорошенько задуматься над тем, как и до какой степени стоит служить своей родине.