Рецензия на «Как жениться и остаться холостым»

«Любовь по правилам и без»
Смотрите, если вам понравилось:

«Красотки» (2005)
«Дублер» (2006)
«Наука сна» (2006)

Хорошо известный зрителю жанр фильмов, в которых герои решают вопрос «как жениться?», в последнее время получает развитие вместе с оговоркой «и остаться холостым». Зефирные свадебные платья больше не актуальны, открыто признаваться в том, что хочешь связать себя браком, – дурной тон. Гораздо современнее – признаваться в том, что сама вероятность женитьбы повергает тебя в панику и заставляет идти на любые хитрости, лишь бы избежать столь скучной участи. Так и поступали, например, одноклеточные герои «Прощального поцелуя» Голдуина, что, впрочем, не избавило фильм от пафосной мелодраматичной концовки, утверждающей непреложность семейных ценностей. Но не таков фильм Эрика Лартиго «Как жениться и остаться холостым» – изящная комедия, удачно избежавшая пошлости – и в том, что касается шуток, и в том, что касается чувств.

Пролог картины повествует о любовной трагедии, которую герой пережил в своей юности, после чего раз и навсегда отказался от мысли заводить с женщинами серьезные отношения. С годами Луи превратился в добродушного и в меру циничного холостяка, который совершенно счастливо обходится без супруги, оставаясь на попечении своей многочисленной родни. Но однажды родня поднимает «бунт на корабле» и требует от Луи поскорее выбрать себе жену, а поскольку Луи с выбором явно медлит, сестры начинают знакомить его со всеми своими подругами – скучными клушами, с порога начинающими разговор о семье, детях и работе. От расстройства Луи теряет не только нюх, что при его профессии парфюмера особенно неприятно, но и чувство такта. Девушку, которой впоследствии предстоит сыграть роль его невесты, Луи, замученный разговорами о семейных ценностях, встречает словами: «Никакого брака, никаких детей, а вот от секса я бы не отказался». В этот момент зритель начинает догадываться, что получится все с точностью до наоборот.

«Как жениться и остаться холостым» сделан по старинным законам комедий – полон карнавальной неразберихи, обманов, уловок и подмен, за которыми стоит крепкая уверенность режиссера в силе всепобеждающей любви. «Наоборот» – вот главное свойство фильма Лартиго. Традиционные ценности перевернуты с ног на голову: время любовных свиданий оплачивается по чековой книжке, аферой становится такое серьезное дело как усыновление ребенка, а для героев-любовников нет большего public, чем privacy. Герои то и дело меняют роли (что особенно на пользу Шарлотте Генсбур, которой выпадает шанс показать себя элегантной леди, а не «как обычно») и упражняются в умении маскироваться. Все друг другу врут, торгуются и заметают следы, гоняясь каждый за своей выгодой. И все это ради того, чтобы после всех уверток и ухищрений столкнуться вдруг лицом к лицу с самими собой и понять кое-что про любовь.

Исполнители главных ролей, Ален Шаба и Шарлотта Генсбур, представляют собой приятную пару: оба обаятельные, оба далекие от идеала, они выгодно оттеняют друг друга. Угловатая и грубоватая Шарлотта из вечной маргиналки на глазах превращается в ту утонченную, покоряющую своей неправильностью француженку, которые до сих пор грезятся любителям старого французского кино. Ален Шаба, в начале фильма проявляющий себя большим ребенком, к концу предстает если не в Цезарем, то уж во всяком случае волевым мужчиной. Метаморфоза, приключившаяся с главными героями, разумеется, способствует началу крепких, счастливых отношений. Но Эрик Лартиго уделяет этому сравнительно мало внимания: супружеская жизнь Луи и Эммы показана в эпилоге такими же легкими штрихами, как первая любовь героя – в прологе. Потому что соль фильма не в хэппи-энде, а в интриге, благодаря которой «Как жениться и остаться холостым» держит зрителя в веселом напряжении все классические 90 минут.


Все новости