Рецензия на фильм «Кровавый алмаз»

«Крылья расправляет черный беспредел»
Смотрите, если вам понравилось:

«Город Бога» (2005)
«Три короля» (1999)
«Отступники» (2004)

Новая картина Эдварда Цвика более двух часов проверяет зрителя на крепость нервов. Начало у фильма многообещающее: толпа революционеров вторгается в тихую африканскую деревню и начинает без разбора стрелять по мирным жителям. Как раз тот случай, когда живые могут позавидовать мертвым. Потому что живым отрубают руки. А тех, кто может работать, отправляют на алмазные рудники. Среди последних и оказывается один из главных героев фильма, Соломон Ванди – простодушный и честный негр, которому впоследствии выпадет удача найти роковой алмаз.

Удручающая атмосфера фильма ненадолго рассеивается с появлением в кадре бородатой обветренной физиономии Леонардо Ди Каприо. Хотя роль у Ди далеко не однозначная (его герой Арчер за алмазы продает революционерам оружие, поддерживая войну в Сьерра-Леоне), после показанных зверств взгляд на нем бессознательно отдыхает. А когда Арчер, застуканный пограничниками за контрабандой алмазов, с хладнокровной наглостью пытается выдать себя за члена «National Geografic» – можно даже позволить себе посмеяться. Однако вскоре в картине появляется новое действующее лицо – отважная американская журналистка Мэдди в исполнении чернобровой Дженнифер Коннелли, и тут уж становится не до смеха. Мэдди входит в кадр, словно картонный манекен с крупной надписью на груди «Ищу правду. Люблю экстрим». Но пресная игра Коннелли – это еще цветочки. Потому что в кадре уже маячит лагерь детей-солдат, в котором негритята ходят наперевес с автоматами, заучивают тупые революционные лозунги, а в часы досуга употребляют наркотики и режутся в карты. С этого момента жестокая африканская действительность просто хлещет через край.

В процессе просмотра «Алмаза» рождается немой вопрос: зачем Цвику понадобилось впихивать в свой фильм такое количество необъяснимой, абсурдной жесткости? Ведь снял же он «Последнего самурая», где при наличии батальных сцен дело все-таки не доходило до окончательного и бесповоротного садизма, каким отличается его новая картина. Ответ, казалось бы, кроется в постановке проблемы. Эдвард Цвик живописует ужасы гражданской войны в Сьерра-Леоне, а так же все многоликое зло, которое влечет за собой нелегальный вывоз алмазов из стран Африки. Фильм имеет социальную подоплеку, о чем красноречиво свидетельствует концовка: на международном собрании по проблемам «кровавых алмазов» слово дается Соломону Ванди. В общем, картина рассчитана на тех зрителей, которые ходят в кино и Макдоналдс, ничего не знают о Сьерра-Леоне, никогда не сталкивались с гражданской войной и в тайне чувствуют за это легкий стыд. Однако нельзя упускать из виду, что гражданская война в Сьерра-Леоне была закончена еще в конце 90-х годов и одновременно были созданы специальные комиссии, отслеживающие весь путь алмазов, поступающих на международный рынок, начиная с момента добычи. Эта информация к размышлению предлагается зрителю в качестве эпилога к фильму. Получается, что поднятая Цвиком тема, в сущности, закрыта – и остается не понятным, зачем было снимать такой кровавый «Алмаз».

Американский зритель, судя по всему, новой картиной Цвика не проникся: в Штатах фильм окупился только на половину (сборы $52 млн. при бюджете в $100 млн.) Зато сразу две премии отметили игру Леонардо Ди Каприо, который за «Кровавый Алмаз» номинировался на Золотой Глобус, а вскоре будет бороться и за Оскар. Леонардо играет заматеревшего контрабандиста, который похоронил воспоминания о тяжелом детстве вместе с моральными принципами и выбрал для себя простую установку: выжить. Его Дэнни Арчер – близкий родственник любимого зрителями Джека Воробья. Можно даже сказать – бедный родственник, так как судьба предназначила ему не бороздить моря и сражаться с Кракеном, а копаться в дерьме гражданской войны в Богом забытой африканской стране. Арчер справляется с отведенной ему участью с завидной стойкостью: острит, хамит, попивает пальмовую водку, немножко подличает, и в конце концов раскаивается. Ди Каприо вживается в характер своего героя добросовестно, и взгляд, как уже было сказано, скорее радует. Однако никаких сюрпризов, равно как и фильм в целом, не преподносит. Если, конечно, не брать во внимание откровенную жестокость «Алмаза», черным парусом растянутую на примитивном каркасе характеров и взаимоотношений.


Все новости