«Мы очень гордимся тем, что показываем русское и советское старое кино, — говорит программный директор «Кинотавра» Ситора Алиева. — В мире возрастает интерес к советскому кино. В этом году в Европе на четырех фестивалях была показана ретроспектива «Кинотавра» 2002 года «Вестерн под красным знаменем». Я была в Роттердаме на двух показах — было приятно видеть аншлаги».
Один из репроспективных проектов 22-го «Кинотавра» – программа «Ленинградское кино как история экранизаций» Анны Коваловой и Петра Багрова, в которую войдут картины, посвященные Санкт-Петербургу – 17 экранизаций и новелл о Петербурге, снятых в Петербурге, пронизанных духом Петербурга. «Город, немыслимый вне собственной литературной традиции, кино воспринимает специфически. Тяга к экранизации, в принципе характерная для кинематографа, в Петербурге имела значение особенное, определяющее. Хорошо известен рекламный коллаж «Ленфильма», состоящий из кадров к знаменитейшим фильмам этой студии: «Чапаев», «Золушка», «Дама с собачкой», «Гамлет». Из четырех кинокартин – четыре экранизации. Историю ленинградского кино действительно двигала история экранизаций, им создаваемых», - говорит куратор программы Анна Ковалова.
Программа прослеживает историю ленинградской школы киноискусства с 1920-ых до 1970-х годов. Все это время нравственный, общественный и художественный тон на «Ленфильме» задавали литераторы. Литература была и скелетом, и мускулатурой «ленинградской школы» – явления в истории советского кино беспрецедентного.
- Больша я семья (Режиссер Иосиф Хейфиц, СССР, 1954)
- Ведьма (Режиссер Александр Абрамов, СССР, 1958)
- Винтик-шпинтик (Режиссер Владислав Твардовский, СССР, 1927)
- Драма из старинной жизни (Режиссер Илья Авербах, СССР, 1971)
- Комедиантка (Режиссер Александр Ивановский, СССР, 1923)
- Концерт на экране (Режиссер Семён Тимошенко, СССР, 1940 – фрагмент «Злоумышленник»)
- Катерина Измайлова (Режиссер Чеслав Сабинский, СССР, 1926)
- Катерина Измайлова (Режиссер Михаил Шапиро, СССР, 1966)
- Маска (Режиссер Сергей Сплошнов, СССР, 1938)
- Медведь (Режиссер Исидор Анненский, СССР, 1938)
- Мост перейти нельзя (Режиссеры: Теодор Вульфович, Никита Курихин, СССР, 1960)
- Налим (Режиссер Сергей Сплошнов, СССР, 1938)
- Почта (Режиссер Михаил Цехановский, СССР, 1929)
- Преступление и наказание (Режиссер Павел Коломойцев, СССР, 1940)
- Сказка о попе и работнике его балде (Режиссер Михаил Цехановский, СССР, 1936)
- Сказка о глупом мышонке (Режиссер Михаил Цехановский, СССР, 1940)