Рецензия на VHS «Вечное сияние чистого разума»

Режиссер: Мишель Гондри
В ролях: Джим Кэрри, Кейт Уинслет, Кирстен Данст, Марк Раффало, Элайджа Вуд
Жанр: фантастическая мелодрама
Выпуск: Спайр
Оценка: 4+
«Настоящее кино» рекомендует!

Создатели фильма «Вечное сияние чистого разума» задались вопросом, что такое «любовь» и что происходит в голове человека (голова и что в ней творится — любимая тема Чарли Кауфмана), когда он влюбляется. Можно ли уйти от любви, стереть какой-нибудь участок памяти, а потом преспокойно отправиться домой и не думать о предмете восхищения? Оказывается, что это вполне возможно. Как-то, прогуливаясь после работы, ипохондрик и пессимист Джоэл (Кэрри) встречает на берегу моря рыжеволосую девушку Клементину (Уинслет), в которую тот час влюбляется. Подойти боится, просто заговорить стесняется, но судьба все равно сводит их вместе. То в кафе, то просто при выходе из метро. И вот они уже едут вместе к ней домой, чтобы она взяла все самое необходимое, перед тем как они станут жить вместе. Дальше начинается то, ради чего все и затевалось. А затевалось все ради эксперимента со стиранием памяти. А кончилось тем, что уже Джоэл борется за то, что бы его любимая не забыла его (любимая стерла любимого из головы). Мудрено? Отчасти, зато сценаристу удалось избежать массы штампов, перекроив вдоль и поперек изборожденный сюжет оригинальными идеями.

Есть в Голливуде отменные режиссеры, каких можно пересчитать по пальцам, а есть и всегда актуальные сценаристы, труды которых при помощи хороших режиссеров и неплохих актеров могут подарить картине статус оригинальной и потому для зрителя очень интересной. Таким вот талантом в области написания умных, а главное закрученных тем является Чарли Кауфман. Сценарист гениальной «Адаптации», режиссерского дебюта Джорджа Клуни «Признания опасного человека» и, конечно, «Быть Джоном Малковичем». Как известно, хороший сценарий, ну и, безусловно, актерский состав являются, чуть ли не главным залогом успеха любого фильма.

В «Вечном сиянии чистого разума» есть отличный сценарий и… Джим Кэрри в своей второй мелодраматической роли. После того, как он сыграл в «Маджестике», на Джима тут же набросились лютующие критиканы, им отчего-то не понравилась его роль в том фильме. Плюс ко всему, картина с треском провалилась, что не могло оставить определенного отпечатка в карьере лучшего комедийного актера нашего времени. Но на радость фанатам и назло все тем же критикам он снова решился сыграть в драматическом фильме. С ролью справился отменно, несмотря на то, что ярлык комедианта к нему прилип хорошо и надолго, на экране ему удается изображать целую гамму чувств, что испытывает его герой к Клементине. Причем Джим не впадает в психопатизм, присущий почти всем его ранним персонажам. На других актеров этого фильма смотришь с чуть меньшим интересом, потому что для каждого из них это гораздо меньший прорыв, чем для Кэрри. К примеру, Элайджа Вуд здесь абсолютно глупо смотрится. Он явно пародирует себя в «Семнадцатилетних», в «Сиянии чистого разума» он лишь бегает от одного угла к другому и исполняет роль «заменителя Джоэла». Роль, которая к нему ну никак не хочет клеиться, в отличие от роли лаборантки Кирстен. Тут совсем другое дело, воспринимать ее такой разбитной, обкуренной и прыгающей на кровати бессознательно лежащего Джоэла — это, как минимум, смешно. Ну а, кроме того, за последнее время Кирстен столько раз была пай-девочкой, что не сыграй она оторвыша, мы бы ее возненавидели. А так, перед нами, наверное, самая жизнеутверждающая и просто умно поставленная мелодрама этого уходящего вдаль года. Снятая для верных почитателей творчества Чарли Кауфмана!


Все новости