Рецензия на VHS «Властелин колец: Возвращение короля»

США- Новая Зеландия, 2003
Режиссёр: Питер Джексон
В ролях: Элайджа Вуд, Йен Маккеллен, Орландо Блум, Билли Бойд, Вигго Мортенсен, Джон Бах, Шон Остин, Джон Рис-Дэвис, Хьюго Уивинг, Джон Ноубл
Жанр: приключения – фэнтази
Выпуск: Премьер Видео Фильм
Оценка: 4+
«Настоящее кино» рекомендует!

Три кольца — высшим Эльфам под кровом светил,
Семь — властителем Гномов под кровом земли.
Девять — Смертным, чей жребий — молчанье могил,
И одно - Повелителю гибельных сил.
В царстве Мордора мрачном, где тени легли.
Отыскать их, собрать их, предать их Ему,
Воедино сковать их и ввергнуть во тьму
В царстве Мордора мрачном, где тени легли.

Прошлый год удался на славу, и причиной тому стали сразу две эпохальные картины «Матрица: революция» и «Властелин колец: возвращение короля». Вторая в отличие от первой заслуживает гораздо больше слов в свой адрес. Во-первых, в основу картины лёг труд профессора Дж. Р.Р Толкина. Уже в совсем немолодом возрасте этот человек нафантазировал (а может, так и было на самом деле?) мир, где правят бал: орки, тролли, хоббиты, эльфы, назгулы, гномы, драконы, гигантские пауки, мёртвые рыцари, маги, гигантские звери, разговаривающие деревья Энты и, конечно, сами люди. Куда уж без них. Во-вторых, «Властелин колец» — это не просто чтиво в мягком переплёте, труд пары лет. Напротив, это серьезное, местами очень забавное и масштабное фэнтази, с множеством различных персонажей, с романтической линией, с настоящими героическими схватками на мечах, луках и секирах, а также с грандиозными батальными сценами. Где десятки тысяч разъярённых воинов идут громить врага, запевая «русскую народную» и веря в то, что маленький хоббитёнок, по имени Фродо Беггинс сможет-таки добраться до горы Арадруин и спасти весь мир от приближения неминуемой гибели.

Сомненья сбросив, из бездны мрака
Он мчался к солнцу, меч воздымая;
Возжёг надежду — и пал с надеждой;
Поднялся он над судьбой и смертью,
Над сном и страхом — для светлой славы!

Рассказывая такую «душещипательную» историю про кольцо всевластья перед Джексоном стояла неимоверно сложная задача, которую вот уже спустя 2 года мы можем по-настоящему оценить и, пересматривая отдельные части трилогии, восхищаться тем, как скрупулезно этот чудо-подмастерье смог всё выгодно с коммерческой точки зрения (и не только!) выстроить. Питера без преувеличения можно назвать героем нашего времени. Начиная с трэшевых ужастиков о мертвецах: «Страшилы» и «Живая мертвечина», он умудрился в 1995 году получить «Оскар» за сценарий к фильму «Небесные создания». После чего отчего-то именно этому, немного смахивающему на хоббита новозеландцу, предложили снять «Властелина колец». Дальнейшие события Вам прекрасно известны. Успех первого «В.К» за: операторскую работу, грим, музыку и визуальные эффекты в 2001 году даровал этой картине статус главного хита и самого громкого события. Критика во все голоса заявляла о том, что это кино произвёдёт ещё фурор и завоюет сердца фанатов во всём мире. Кассовые сборы только первой части превзошли отметку в 300 миллионов долларов (США и Канада). По всему же миру фильм собрал аж 860 миллиона долларов, став, таким образом, в список самых кассовых фильмов за всю историю кинопроката. Спустя ровно год, в 2002 году на экранах явилась вторая часть приключений Фродо. Она собрала по всему миру уже 918 миллионов и таким образом стала, как и первая лента в один ряд с самыми кассовыми лентами. Завершение трёхтомника Толкина ждали все, до этого режиссёр разочаровывал только брезгливых фанатов, собирающихся во всей «толкинистской» амуниции (т.е меч, лук и стрелы, латы и шлем) в переулках у метро. Для них картина стала отрадой только с визуальной точки зрения, так как многие из них так и не смогли пережить отсутствие в третьей части сцены смерти Сарумана (эта и многие другие сцены войдут в DVD-издание фильма), или переносом эпизодов с паучихой Шелоб в третью часть. В остальном же Питер Джексон стал «мамочкой» для поклонников. Он так бережно отнёсся к источнику, что в пору бы всем берущимся режиссёрам Голливуда поучиться у этого человека. Каждый персонаж фильма теперь навечно навесит на себя ярлык участника проекта. Так Орландо Блум, несмотря на то, что с недавнего времени засветился в «Трое» исполнив роль Париса, всё равно воспринимается у зрителей как лучник Леголас. Король Гондора — Вигго Мортенсен так вообще идеально запечатлел себя в образе следопыта Арагорна. Если же говорить о самом носителе кольца, то «В.К» для Элайджа Вуда стал проходным билетом в мир больших гонораров. Впрочем, большие гонорары теперь светят каждому участнику этого грандиозного полотна.

Из мглы сомнений, навстречу солнцу
Скакал я с песней, меч обнажая,
Оставив радость, забыв надежду!
Пою во гневе! Пусть рвётся сердце.
Встречаю грудью закат и гибель!

Многомиллионный бюджет (порядка 400 миллионов) был очень верно распределён по трём частям и на выходе образовался в виде законченного кинематографического произведения. С опять–таки множеством различных наград (третья картина вообще получила 11 оскаровских статуэток). За что киноакадемия наградила третью часть столь большим количеством наград, попробуем разобраться. Для начала стоит отметить, что такое количество наград — это, прежде всего неминуемый успех первых двух картин, не получивших «Оскара» за режиссуру и за «лучшую картину». Академия просто компенсировала всё, лишь тогда, когда смогла полностью оценить титанический труд. Оценив же, пришла к выводу, что лента «В.К: возвращение короля» должна-таки стать лучшим фильмом. Но это совсем не значит, что эта картина, которая по рейтингу «IMDB» получила оценку «9» из 10 возможных не имеет никаких недостатков.

Скажем так: фильм имеет два недостатка, притом очень явных. Во-первых, это продолжительность, фильм стоило бы сократить как минимум на мин. 30-40, как раз тех, где Фродо с Сэмом неспешным шагом поднимаются к горе. Ведомые Голлумом–Сусаниным («Оскар» ему за актёрское мастерство!) они и плачут и рыдают и вообще ведут себя порой так, что кажется, ещё чуть-чуть и эти двое обязательно расцелуются и устроят настоящую оргию в кадре. И тогда конец всему, настоящее кино о сильных чувствах превратится в похабщину. Но к счастью обошлось, и слёзы откровенно голубых «полуросликов» сменились мужественными фасами. Большинство из которых откровенно бесит уже после нескольких попыток режиссёра достать нас крупными планами. Крупные планы великолепны в батальных сценах, когда неплохо бы показать силу и мощь армии, припечатанную у них на лицах. Или когда с мечами в руках под дивную скрипку (музыка Ховарда Шора) армия Гондора рвётся в последний, быть может, бой в этой жизни.

Кто там плачет? Не время плакать!
Павший умер светло и славно.
Плач пристал не бойцам, а жёнам.
Нас же требует поле битвы!

Ну, и вторая претензия. Это финал, из всех 12 финалов, что были в рукаве Джексона, он отчего-то выбираете именно этот. Такой нудный и слезливый, что тянет и ко сну и к алтарю одновременно. А главное, недалеко до сопливого пафоса. Что не мешает третьему «В.К» иметь свои однозначные плюсы, по сравнению с которыми на минусы просто прикрываешь глаза. Первое, что порадовало — это сцены с боевыми элефантами. Такое вы вряд ли где увидите. Чумовая сцена с заманиванием одного из элефантов за угол. Как Джексон умудрился так снять этих тварей остаётся загадкой. Кажется, что они громадны, и они по-настоящему устрашают своей мощью. Орков и троллей мы, конечно, насмотрелись уже в предыдущих частях, новшеством стала Шелоб примостившаяся отчего-то в середине фильма. Сделана она на все «5+», куда спецэффектнее пауков из второго «Поттера». Да и, конечно, Голлум всё меньше вопиющий «моя прелесть», но зато с огромным энтузиазмом поглощённый идеей «повернуть не туда». Играет этот компьютерный малый не хуже настоящего человека, за что и был награждён на церемонии «MTV Movie Awards 2003» золотым попкорном. Не знаю, стоит ли ещё говорить о прочих деталях этого шедевра. Всё равно эта картина наверняка войдёт в золотую коллекцию кинематографа, как «самая трудоёмкая» и «масштабная». Но одно можно сказать с уверенностью — смотреть трилогию ВСЕМ!


Все новости