Рецензия на VHS «Последний самурай»

Режиссёр: Эдвард Цвик
В ролях: Том Круз, Кен Ватанабе, Тимоти Сполл, Билли Коннолли, Тони Голдвин
Жанр: исторический боевик
Выпуск: Премьер Видео Фильм
Оценка: 4
«Настоящее кино» рекомендует!

«Три вечных тайны:
Восход солнца, смерть луны,
Глаза героя» Б.Акунин

Приблизительно несколько раз в год на экраны выходят исторические ленты. В прошлом году вышли сразу две эпические картины о войне. Одна — про войну между Севером и Югом, тема, которая по определению должна быть лучше изучена американцами, «Холодная гора» и другая — «блокбастер-клюква», созданный благодаря уверенным действиям со стороны компании Круза и Полы Вагнер, а так же хорошей рекламной компании, известному режиссёру, сценаристу, оператору и композитору (Ханс Циммер). Ну и, конечно, самому Крузу, решившему видимо доказать бывшей жене, что он хоть и небольшого роста, но в одеяниях самурая эпохи «Революции Мэйдзи» может выглядеть величественно могучим мужиком, рубящим врагов на мелкие крохи и параллельно постигающим искусство и философию самурая.

Пока ещё до Чемберлена коротышке Крузу далеко, за него работают лицом совсем даже не американцы. Японец Кен Ватанабе — вот действительно харизматичный персонаж. Он переигрывает Тома и отсылает его обратно в погребок, где пьяница Найтан Олгрен (персонаж в исполнении Круза) смог бы продолжить травить свой организм старым добрым «Джонни Уокером». Но вместо этого ему, а значит и нам с вами предстоит отправиться вместе с капитаном на восток, туда, где поселились: «олигархоподобный» Омура, молодой император и бунтующий самурай–консерватор Кацумото. О последнем вообще можно говорить долго. С виду больше смахивающий на потомственного монгола, или на казаха, в «Последнем самурае» Кацумото предаётся всё больше раздумьям, сочинительством хоку и созерцанием цветов в своём райском саду. Таких вот Кацумото-бунтарей в истории вообще не было, ровно, как и капитанов Олгренов, сначала тренирующих японцев воевать против самураев, а затем проникающихся культурой диковинного народа. Порывшись немного в истории можно обнаружить весьма интересные факты. Например, то, что американцы сами заставили империю Восходящего Солнца стать цивилизованной страной. Заставили, чтобы потом начать с ней непримиримую войну. Всё это и многое другое мы оставим на совести сценариста, Джона Логана. Пристальнее же разберём то, как показан давно утраченный мир.

Обособившись от остального мира, консервативно настроенные самураи расположились на небольшой, плодородной территории, где начали выращивать скот, ловить рыбу, постигать новое каждый день и не забывать то, что было изучено предками. Постоянно совершенствовали себя в стрельбе из лука, владении самурайским мечом. Развиваясь физически, они не забывали о душе. Кроме того, у них был кодекс «Бусидо», согласно которому, они обязаны были уйти с честью из этого мира, делая себе харакири, или заставляя верных себе людей рубить голову. Варвары, но с определёнными догмами. Например, самурай обязан был доказать искренность своих слов, прибегнув к самоубийству. При всех других обстоятельствах «Бусидо» призывало жертвовать всем ради верности. Самураи вообще были благородными воинами. Благородство было для них способностью души принять определенное решение согласно с совестью, без колебания: умереть, если это нужно, убить — когда это требуется. Без понятия о благородстве ни талант, ни наука не могли выработать характера самурая.

Увы, но всё что осталось нам от тех времён — это книги, да фильмы. Второе позволяет наглядно показать, как всё тогда было. Одежды, доспехи, мечи и щитки — всё это занимательно и выглядит куда занимательнее в действии, когда благодаря отличной операторской работе Джона Толла одна армия схлёстывается с другой, когда в замедленном кадре на конях проносятся сотни самураев, размахивающих своими острыми мечами, кричащими и готовыми полечь на поле брани ради своего покровителя. Возгласы ликования на лицах тех, кто любит добротно снятые картины, будут слышны ещё очень долго.

Жаль, только концовка была подпорчена откровенно «сопливым» финалом и трогательным, шаблонно-комическим произношением: «дерзава», «рассказыте». Плюс абсолютно необоснованное поведение главных героев в финале (с чего это у императора вдруг проснулась совесть?). Но это, как говорится, «мелочи жизни». На что-то, в конце концов, можно закрыть глаза! Все и так понимают, что «Последний самурай» — это совсем не «Холодная гора» в плане достоверности фактов и проработки характеров, просто картина может служить отличным дополнением, как к телевизионному «Сёгуну», так и ко многим историческим блокбастерам, в которых несмотря ни на что последним остаётся он, звездно-полосатый флаг!


Все новости