Рецензия на VHS «Фейерверк»

Режиссер: Такеши Китано
В ролях: Такеши Китано, Кайоко Кашимото, Рен Осуги
Жанр: криминальная драма
Выпуск: Екатеринбург Арт
Оценка: 5
«Настоящее кино» рекомендует!

Наверное, Такеши Китано знает все об якудзе. О полицейских. О людях. Он намеренно ломает стереотипы, выбрасывая своих героев за рамки привычных ситуаций, давая возможность обрести новое «я». Такеши Китано — художник, он не снимает свои фильмы, он пишет их на полотне экрана — деталями, взглядами, жестами, длинными планами. Его герои могут сказать многое, при этом не произнося ни слова. Интонации фильмов Такеши Китано пронзительны, когда гаснет на экране последний иероглиф титров не хочется говорить, его картины подобны морю, практически универсальной константе всех его работ — притяжение Вечности, в котором каждый видит что-то свое. «Сонатина», «Фейерверк», «Кикуджиро»… Не случайно эти фильмы поставлены в один ряд. Такеши Китано, работающий в основном в жанре криминального кино, не поддается влиянию схем — не идеализирует своих героев, не романтизирует, не делает из них шаблонных зубодробильных машин, не определяет однозначно добро-зло. Его персонажам свойственна противоречивость, в известной степени биполярность, которая при определенных условиях может стать основой внутриличностного конфликта, жестокость и бескомпромиссность сочетаются с нежностью, ранимостью и беззащитностью.

У Ниши (Такеши Китано), по словам одного из героев «Фейерверка», все хуже некуда — его ребенок умер, жена смертельно больна, а сам он полицейский, правда, бывший. Решение уйти из полиции, служба в которой, собственно говоря, все эти годы и была его жизнью, он принимает после тяжелого ранения друга, который теперь навсегда прикован к инвалидной коляске и гибели молодого коллеги. После увольнения жизнь Ниши меняется и далеко не в лучшую сторону — он вынужден одалживать деньги у якудзы, его жена с каждым днем чувствует себя все хуже, друг пытается покончить жизнь самоубийством, и Ниши принимает очень сложное для себя решение — он грабит банк. Расплатившись с долгами, Ниши вместе с женой едут в путешествие, конечным пунктом, которого станет море, как когда-то у героев фильма «Достучаться до небес». Возможно, и для Ниши, и для его жены это поездка тоже станет последней — по пятам за ним следует и якудза, и полицейские...

Главный мотив «Фейрверка», получившего множество наград, в том числе «Золотого льва» венецианского кинофестиваля — обреченность. Обречена смертельно больная жена Ниши, обречен на одиночество и, в конечном итоге на самоубийство, Харибе, друг героя Такеши Китано, тот самый полицейский, ставший инвалидом и брошенный семьей, обречен и сам Ниши, которой искренне заботиться о своих близких людях, но в глазах своих бывших коллег, да и якудзы он просто преступник. «Фейверк» подобен картинам Харибе, простым, на первый взгляд, в исполнении, но обретающим глубокий смысл при «чтении между строк», метафоричным, полным недосказанности, но в то же время предсказывающим дальнейшее развитие событий (которые, однако, так и останутся за кадром), как иероглиф «самоубийство» в брызгах красной краски-крови на белом снегу — последнее, что нарисует Харибе.


Все новости