filmz

Рецензия на VHS «Сонатина»

Режиссер: Такеши Китано
В ролях: Такеши Китано, Тетсу Ватанабе, Рен Осуги
Жанр: криминальная драма
Выпуск: Екатеринбург Арт
Оценка: 5
«Настоящее кино» рекомендует!

Создается впечатление, что якудза в Японии всего-навсего обыкновенная организация, как, например, корпорация SONY, а бойцы всемогущего клана — простые служащие — sararimen, со своими профессиональными заболеваниями и стрессами на работе. Возьмем к примеру, фильм Такеши Китано «Сонатина».

Муракаве (Такеши Китано), возглавляющему одно из подразделений якудзы, поручают оказать поддержку родственному клану в Окинаве, который не может самостоятельно разрешить конфликтную ситуацию с представителями конкурирующих структур. Еще на стадии подготовки к поездке у Муракавы складывается все из рук вон плохо — в бригаду ему подобрали в основном бойцов молодых и неопытных, к тому же по приезде в место назначения, он узнает от местного босса, что, дескать, конфликта никакого и не было. Но герой Китано возвращаться не спешит, возможно, тем самым подписывая себе смертельный приговор — он еще не знает, что его пытаются заманить в хитроумную ловушку, и теперь он станет следующей мишенью…

На самом-то деле описанная выше криминальная интрига не является смысловым центром фильма, она отходит на второй план, освобождая авансцену для обыденных человеческих отношений и характеров. Муракава увозит своих людей на побережье Окинавы, предоставленные сами себе боевики, получившие неожиданный отпуск, может быть впервые за много лет позволили себе расслабиться. Как это ни странно многие сцены из «Сонатины» вызывают ассоциации с, на первый взгляд, совершенно на него не похожим фильмом Такеши Китано «Кикуджиро» — то же ярко голубое небо; пестрые гавайские рубашки; пустынный пляж; самозабвенно играющие взрослые люди, которые на этот раз дурачатся не ради маленького Масао (персонаж «Кикуджиро»), а ради ребенка внутри них самих; ощущение безграничного одиночества главного героя. Море, на побережье, которого происходит большая часть действия фильма, играет свою, особую роль. Герои «Сонатины» попадают в его власть, оно хотя бы на время изменяет привычный ход их существования, и, кажется, что только в естественных декорациях заброшенных пляжей, Муракава может позволить себе «слабость» — найти в своем сердце место для любви, объектом которой станет непреднамеренно нарушившая уединение «бригады» женщина, спасенная им от насильника.

«Сонатина» — грустная, временами иронично-нежная, как улыбка главного героя, неторопливая драма о гангстерах, которые всего лишь обыкновенные люди или о людях, которые всего лишь обыкновенные гангстеры. «Сонатина» — образец кинематографической гармонии, единства всех элементов, доведенных практически до совершенства, Инь-Янь Такеши Китано, да и всего кино в целом.

Герой Такеши Китано, как всегда, немногословен, он не может подобрать нужных слов для выражения своих чувств, философия Муракавы проста и незамысловата, но гораздо ценнее большинства синтетических трактатов самопровозглашенных мудрецов. На вопрос: «Когда тебя каждый день могут убить, ты, наверное, перестаешь бояться смерти?», он отвечает: «Когда тебя каждый день могут убить, ты хочешь, чтобы это быстрее произошло». И выбор оставшегося непобежденным в кровавой схватке Муракавы в финале фильма очевиден…


Все новости