Рецензия на VHS «Пианист»

Режиссер: Роман Полянский
В ролях: Эдриан Броди, Эмилия Фокс, Фрэнк Финлей, Морин Липман
Жанр: военная драма
Выпуск: Союз видео
Оценка: 4
«Настоящее кино» рекомендует!

Фильм «Пианист» усыпан наградами. В числе прочих значатся 3 премии «Оскар» (лучший режиссер, лучший актер, лучший сценарий), Золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля в 2002 году. А также 7 призов Французской киноакадемии «Cesar», 2 номинации на премию «Золотой Глобус» и 4 приза Национальной Ассоциации Кинокритиков США и многие другие награды.

Роман Полянский всегда знал, что когда-нибудь снимет такую картину, пускай пройдет время, но он морально подготовившись, сможет вернуться к печальной странице истории Польши. Для него было важно приблизиться к реальности, чтобы фильм не стал типично голливудским. Чтобы в нём не было излишнего пафоса, свойственного «Списку Шиндлера», а было больше правдивости и натуралистичности каждого снятого им кадра. Отталкиваясь от своих детских воспоминаний о войне, а также воспоминаний Владислава Шпильмана, написанных сразу после войны, он понимал, что перед ним отличный материал, который, если верно им воспользоваться окажет сильное впечатление на зрителей и сможет наглядно продемонстрировать все ужасы действительно произошедшие с его народом.

Снимая «Пианиста» он не хотел делать его автобиографичным, хотя невольно и наталкивал зрителя на мысль о схожести судеб двух реально существующих людей. Владислав Шпильман — знаменитый польский пианист, избежавший депортации, но вновь попавший в варшавское гетто, разделяет со всеми страдания и унижения. Он скиталец, который, как и любой здравомыслящий человек хватается за любую ниточку, разделяющую гетто площадью в 403 гектара, обнесенное колючей проволокой, и улицу, в которой кишмя кишит ублюдков–нацистов, выталкивающих из общего строя евреев и разрежающих обойму своих кольтов в их головы. Тогда в 1939 году еще никто не мог предположить, что город будет атакован и жизнь каждого еврея станет на уровне жизни бездомной собаки. Каждого принуждали надевать белые повязки с голубыми звездами, не разрешали заходить на территорию парков, садиться на скамейки, заходить в рестораны. Ходить можно было только по дороге, где ездили повозки и машины.

«Пианиста» можно назвать жизнеутверждающей лентой. Здесь борьба каждого переходит в личную борьбу за право жить. Роман Полянский специально убрал с поля зрения Шпильмана персонажей, с которыми бы тот смог контактировать. Нет в фильме сентиментальности, нет эффектности, все нарочито вымерено. Сама правда — самый эффективный ужас, к которому прибегал за все время своей работы мэтр детективно-мистических картин. «Пианист» — это квест от третьего лица, бродилка по заброшенным домам, госпиталям и кульминационным моментом — встречей с немецким офицером Уильямом Хозенфельдом с последующей демонстрацией игры Шпильмана на инструменте. Не обошлось без показа другого типа немцев — тех, что добры, тех, у кого тоже есть семьи, дети и они не хотят кровопролития. Вообще Роман наделил свою картину людьми разного класса, кто-то богаче, кто–то менее, есть тут и евреи-полицейские, следящие за порядком в рядах евреев, а есть и простые пианисты, совсем не герои, но по-своему уникальные…

Нация, считавшая себе одной из величайших, не желавшая делить землю с теми, в ком не текла немецкая кровь. Нация обезумевших пигмалионов, открывших ящик Пандоры на головы всех мирно живущих. Унесла с собой тех, кто славно сражался и проливал кровь за свою родину. Среди них были как простые граждане, так и талантливые скульпторы, художники, музыканты, как Шпильман. Не каждый из них был героем, многие из них подобно Владиславу пытались спастись, уцепиться за жизнь, убежать, спрятаться, сдать может быть кого-то ради своей собственной жизни, но выжить. Такая, пускай и не имеющая политического оттенка ситуация вполне имела право на существование. Кто были те люди, что призывали умереть за родину, идти умирать, не борясь за жизнь? Конечно, Шпильмана можно было обвинить в трусости, нежелании воевать, как воевали в то время 40 тысяч евреев, во главе с лидером социалистического сионистского движения Мордехаем Анелевичем. Владислав Шпильман еще в 1931 году переехал в Берлин, таким образом, он не являлся приверженцем русско-польской политики. Он эмигрант, каких у нас не любили, яркий примером может служить Ростропович.

Не вина Шпильмана, что во время оккупации большого гетто он оказался совсем в ином месте, готовый по любому стуку в дверь выпрыгнуть в окно, заранее поставив себе стул, чтобы сподручнее было свернуть шею. Не его вина и в том, что нет у него в руках оружия, а друг-полицейский выбросил его из рядов смертников, давая ему ещё один шанс выжить. Худой и слабый, с щетиной на лице и обезумевшим взглядом он хранит себя для того, чтобы потом другие смогли восторгаться его музыкой. А те, что воюют — видели, как борется за свою жалкую жизнь простой пианист, и понимали, что эффектная, быстрая смерть куда менее героична, чем унизительное выживание.


Все новости